Железнодорожное сообщение
Японские железные дороги считаются лучшими в мире по безопасности, эффективности и комфорту. В поездах, соединяющих крупные города, устные объявления и бегущая строка в основном даются на японском и английском языках. В периферийных районах названия станций не всегда дублируются по-английски, однако персонал железной дороги и пассажиры всегда стремятся помочь иностранца.
Сеть железных дорог
Основное железнодорожное предприятие в стране - компания Japan Rail (JR). В нее входят линии супер-экспрессов синкансен («поезд-пуля») и национальная сеть железных дорог протяженностью более 21 000 км. Существует также несколько частных железных дорог, соединяющих менее значительные населенные пункты в более отдаленных районах Путешественник может воспользоваться поездами различных линий.
Синкансен: «поезд-пуля»
Первый из этих поездов, быстро получивший от прессы всего мира название «поезд-пуля», отъехал от Токийского вокзала в 1964 г., в год Токийской олимпиады. Символизируя экономическое возрождение Японии и ее будущие достижения, он до сих пор остается предметом национальной гордости.Поезда эти больше не являются самыми быстрыми в мире, и лишь несколько линий синкансэн соединяют крупные города, однако их легендарная надежность позволяет рассчитывать время дальней поездки с точностью до минуты. В настоящее время существует три типа синкансэн: Кодама, останавливающийся во многих пунктах по пути следования; Хикари, делающий остановки только на крупных станциях, и Нодзоми, самый быстрый и дорогой.Объявления и понятные знаки на английском языке делают синкансэн привлекательной формой транспорта для иностранцев, часто более удобной, чем авиация, хотя вагоны не рассчитаны на размещение больших чемоданов. Место лучше заказывать заранее , так как в вагонах прямой продажи с ненумерованными местами может быть слишком людно. Путешествуя в праздники, позаботьтесь заказать билеты как можно раньше.
Прочие поезда и линии
К числу других основных видов поездов относятся токкю («лимитированный экспресс», самый быстрый), кюко («экспресс»), кайсоку (по недоразумению называющийся «скорым») и местные поезда фуцу («обычные»). Все главные ж/д станции в столичном районе Токио расположены на линии JR Яманотэ. Линия кольцевая, и иностранцам удобно пользоваться ею. Каждый год появляются новые типы поездов, в том числе «специальные» туристические; поезда с полами, застеленными татами; поезда с поворачивающимися сиденьями и панорамным обзором; есть даже поезда с караоке.
Указатели на станциях
Tокийская станция Синдзюку является крупнейшей в мире, несколько других, расположенных в Токио и ряде крупных городов, немногим уступают ей. Найти конкретную линию или выход в часы пик бывает трудно, особенно для незнакомого с городом человека с тяжелым багажом. Поэтому лучше заранее, перед высадкой, выяснить, какой выход, имеющий название или номер, наиболее подходит вам. Указатели на английском языке есть не на всех станциях или они не всегда понятны. Например, на токийской станции Сибуя, являющейся крупным транспортным узлом, ориентироваться удается с большим трудом. Однако новая станция Киото оборудована для нужд туристов, как японских, так и иностранных; в большинстве мест, посещаемых туристами, гостям стараются помочь.Линии синкансэн четко обозначены даже на крупных станциях, остальные линии имеют цветные обозначения. Желтые нашлепки на полу должны помогать ориентироваться слепым, однако они представляют проблему для чемоданов с колесиками, так же как и отсутствие последовательно размещенных эскалаторов. Учтите, что поезда, особенно синкансэн, делают только короткие остановки, чтобы выдержать график движения. Поэтому следует вставать в очередь на некоторых платформах: ориентируйтесь по отметкам на полу напротив каждой двери вагона. Могут также быть указатели номеров вагонов с зарезервированными местами. Несмотря на все эти меры, поезда, идущие через центр Токио, особенно кольцевая линия Яманотэ, часто перегружены, и специально нанятые сотрудники заталкивают пассажиров в вагоны. Железнодорожные станции в основных туристических регионах имеют камеры хранения и информационные киоски; персонал здесь может владеть английским, а иногда и другими языками.
Обслуживание в поезде
В поездах синкансэн и других поездах дальнего следования обычно имеется вагон, где можно купить закуски и напитки, а также коробку с едой бэнто и съедобные омиягэ (сувениры). Можно также воспользоваться на выбор западным (сидячим) или японским (на корточках) туалетом. Туалеты и умывальные комнаты иногда оснащаются электронной системой, где слив воды осуществляется автоматически после движения руки перед пультом, а вода начинает течь из крана после движения руки под ним.
Групповой автобусный тур с англоговорящим гидом по региону Канто, в рамках которого Вы насладитесь прекрасными видами алеющих клёнов в деревушке Митакэ и горном регионе у озера Окутама. Вы пообедаете настоящим японским голубым крабом и попробуете знаменитую свинину этой области в сябу-сябу. По завершению экскурсии Вы посетите фруктовый сад, где Вам будет предоставлена возможность самим собрать фрукты, а также попробовать все, что придется по вкусу.
Фотопрогулка в кимоно на станции Асакуса - это возможность оказаться в месте, где современность переплетается с богатой японской историей. Ощутите атмосферу этого захватывающего района Токио, нарядившись в традиционное кимоно.