Буддизм
СТАТЬЯ:
Вдохновленная даосизмом китайская школа Чань (по-японски дзэн) завоевала популярность в Японии в эпоху Камакура (1185-1333). Существуют две главные секты дзэн: Риндзай и Сото. Все они уделяют особое внимание дзадзэн (сидячей медитации) и самосовершенствованию. Разработанные в феодальную эпоху в великих храмах Киото строгие критерии мышления и возвышенная эстетика дзэн оказали глубокое воздействие на все стороны японской культуры.
Риндзай, основанная Эйсаем (1141-1215), и Сото, первым проповедником которой был Догэн (1200-1253).Особенность этого вероучения состоит в усиленном подчеркивании роли медитации и других способов психотренинга в достижении сатори. Сатори означает душевное спокойствие, равновесие, ощущение небытия, «внутреннее просветление».
Особенно широкое распространение дзэн получил в 14-15 вв. среди самураев, когда его идеи стали пользоваться покровительством сёгунов. Идеи жесткой самодисциплины, постоянного аутотренинга, непререкаемости авторитета наставника как нельзя лучше отвечали мировоззрению воинов. Дзэн нашел отражение в национальных традициях, оказал глубокое влияние на литературу и искусство. На основе дзэн культивируется чайная церемония, складывается методика аранжировки цветов, формируется садово-парковое искусство. Дзэн дает толчок особым направлениям в живописи, поэзии, драматургии, способствует развитию боевых искусств. Влияние мировоззрения дзэн и сегодня распространяется на значительную часть японцев. Приверженцы дзэн утверждают, что сущность дзэн можно только почувствовать, ощутить, пережить, ее нельзя понять разумом.
В дзэн-буддизме с его двумя важнейшими сектами Риндзай и Сото во главу угла ставится внутреннее просветление (сатори), которого можно достичь исключительно путем медитации, особенно с помощью практики дзадзэн - сидения в состоянии сосредоточения, созерцания. Молитвы и изучение сутр играют подчиненную роль (сото) или вообще никакой (риндзай). Большое значение имеет передача учения напрямую от учителя («дзэн») ученику с помощью парадоксальных вопросов (коан), которыми наставник как бы стремится расшатать логическое мышление ученика и тем самым освободить его от ложной привязанности к миру вожделений и страданий. Благодаря своей аскетической направленности, воспитанию воли и сосредоточению на главном дзэн приобрел огромную притягательную силу для касты самураев и до сегодняшнего дня оказывает неослабевающее влияние на эстетико-культурное развитие Японии.
КЭГОН — школа раннего периода японского БУДДИЗМА и одна из 6 «нарских школ». Школа Кэгон основана китайским монахом Даосюанем (702-760) и корейским монахом, известным в Японии как Синдзё (?- 742). Современная школа Кэгон с главным храмом ТОДАЙДЗИ в Нара— малочисленная секта, в подчинении у которой еще около 60 храмов.
РИЦУ — одна из школ нарского БУДДИЗМА, в которой большое значение имеет изучение и описание заповедей (яп. «рицу»). Китайский монах ГАНДЗИН, прибывший в Японию в 754 г., установил в храме ТОДАЙДЗИ специальную платформу (кайдан), на которой проводилась церемония принятия монашеских заповедей. В 759 г, Гандзин основал храм ТОСЁДАЙДЗИ. Два других кайдана были установлены в пров. Симоцу-кэ (совр. преф. Тотиги) в храме Якусидзи и в Цукуси (север Кюсю) в храме Кандзэондзи. Каждый монах или монахиня должны были в обязательном порядке принимать заповеди в одном из этих храмов. Школа Рицу стала ослабевать в эпоху ХЭЙАН (794-1185), однако в дальнейшем монахи Сюндзё (1166-1227), Какудзё (1194-1249), Эйдзон (1201-1290) и Нинсё (1217-1303) обновили школу и даже способствовали росту её влияния. Сейчас школа Рицу имеет главный храм Тосёдайдзи и еще ряд дочерних храмов.
ХОССО — одна из 6 школ нарского буддизма. Догматика школы основывается на доктринах индийской школы Виджнанавада (яп. «Юи-сикисю» — «Школа только сознания»). Школа Хоссо была создана китайскими монахами Досё и Гэмбо в период с 653 г. по 735 г. Центрами школы были 3 монастыря: КОФУКУДЗИ, ХОРЮДЗИ и ЯКУСИДЗИ, которые с XII в. по XVI в. являлись главными буддийскими институтами в средневековой Японии. Монастырь Хорюдзи в 1950 г. отделился от школы Хоссо, и сейчас, кроме 2 главных монастырей, школе подчинены еще 55 храмов.
ТЭНДАЙ — крупная буддийская школа, основанная в 806 г. монахом Сайте (767-822).
В Японии школы Тэндай и Сингон были доминирующими школами эпохи ХЭЙАН (794-1185).Важнейший вклад школы в японскую идеологию после IX в. — развитие учения о Чистой земле Будды Амиды и разработка собственной философии хонгаку, оказавшей серьезное влияние на догматику сект, выросших из школы Тэндай. Сейчас школе Тэндай подчинено около 4300 храмов, в которых обучается примерно 20 000 монахов, число адептов школы составляет почти 3 млн.
СИНГОН — крупная буддийская школа, основанная в начале IX в. Основные доктрины и практика школы установлены Кукаем, который синтезировал индо-китайский эзотерический буддизм на основе догматики школ Мадхьямака, Йогачара и Хуаянь (яп. Кэгон). Сингон имеет много общего с индуизмом и тибетским буддизмом.В Сингон существует 2 крупных направления: ортодоксальное направление — Коги Син-гон-сю (школа Истинного слова старого смысла) и Синги Сингон-сю (школа Истинного слова нового смысла). Ортодоксальная школа Сингон представлена несколькими направлениями — Тодзи, Дайго, Дайкакудзи, Омуро (Ниннад-зи), Сэннюдзи, Ямасина и Дзэнцудзи. В современной школе Сингон существует 45 ответвлений, которым подчинены примерно 13 000 храмов и монастырей, а общее число верующих приближается к 16 млн. ( гора Коя , префектура Вакаяма).
НИТИРЭН (секта Солнечного Лотоса) — одна из буддийских сект, возникших в эпоху Камакура (1185-1333), основана в 1253 г. монахом школы Тэндай НИТИРЭНОМ. В рамках БУДДИЗМА существует много сект и направлений, которые по-разному интерпретируют доктрины школы, восходящей к Нитирэну. Однако самое главное для всех направлений — утверждение высшей значимости и превосходства «Сутры Лотоса» над другими текстами, проповедованными Буддой.
В новое время религиозные группы на основе учения Нитирэна обрели многочисленных адептов в среде населения, не связанного с традиционными сектами, и получили название «нитирэн сюги» (нитирэнизм).
Возникли немонашеские религиозные организации, в которых главными чертами стали духовное исцеление и обещание прижизненных благ, а также некоторые шаманские практики (во многих случаях поклонение обожествленному основателю), сильное групповое сознание и в более или менее агрессивной форме вербовка новых членов.
Среди подобных групп до наших дней дошли Рэйюкай, основанная в 1925 г., Риссё Косэйкай, основанная в 1938 г., а также СОКА ГАККАЙ, основанная в 1930 г.
Бурная история нитирэнизма разбила его на полностью независимые течения и группировки, но в то же время обогатила широким диапазоном доктринальных учений, которые нашли отклик в умах различных слоев японского общества. Это вывело нитирэнизм из общего ряда традиционных религиозных направлений и сект, обеспечив уникальность его положения в японском буддизме.
Особенно широкое распространение дзэн получил в 14-15 вв. среди самураев, когда его идеи стали пользоваться покровительством сёгунов. Идеи жесткой самодисциплины, постоянного аутотренинга, непререкаемости авторитета наставника как нельзя лучше отвечали мировоззрению воинов. Дзэн нашел отражение в национальных традициях, оказал глубокое влияние на литературу и искусство. На основе дзэн культивируется чайная церемония, складывается методика аранжировки цветов, формируется садово-парковое искусство. Дзэн дает толчок особым направлениям в живописи, поэзии, драматургии, способствует развитию боевых искусств. Влияние мировоззрения дзэн и сегодня распространяется на значительную часть японцев. Приверженцы дзэн утверждают, что сущность дзэн можно только почувствовать, ощутить, пережить, ее нельзя понять разумом.
В дзэн-буддизме с его двумя важнейшими сектами Риндзай и Сото во главу угла ставится внутреннее просветление (сатори), которого можно достичь исключительно путем медитации, особенно с помощью практики дзадзэн - сидения в состоянии сосредоточения, созерцания. Молитвы и изучение сутр играют подчиненную роль (сото) или вообще никакой (риндзай). Большое значение имеет передача учения напрямую от учителя («дзэн») ученику с помощью парадоксальных вопросов (коан), которыми наставник как бы стремится расшатать логическое мышление ученика и тем самым освободить его от ложной привязанности к миру вожделений и страданий. Благодаря своей аскетической направленности, воспитанию воли и сосредоточению на главном дзэн приобрел огромную притягательную силу для касты самураев и до сегодняшнего дня оказывает неослабевающее влияние на эстетико-культурное развитие Японии.
КЭГОН — школа раннего периода японского БУДДИЗМА и одна из 6 «нарских школ». Школа Кэгон основана китайским монахом Даосюанем (702-760) и корейским монахом, известным в Японии как Синдзё (?- 742). Современная школа Кэгон с главным храмом ТОДАЙДЗИ в Нара— малочисленная секта, в подчинении у которой еще около 60 храмов.
РИЦУ — одна из школ нарского БУДДИЗМА, в которой большое значение имеет изучение и описание заповедей (яп. «рицу»). Китайский монах ГАНДЗИН, прибывший в Японию в 754 г., установил в храме ТОДАЙДЗИ специальную платформу (кайдан), на которой проводилась церемония принятия монашеских заповедей. В 759 г, Гандзин основал храм ТОСЁДАЙДЗИ. Два других кайдана были установлены в пров. Симоцу-кэ (совр. преф. Тотиги) в храме Якусидзи и в Цукуси (север Кюсю) в храме Кандзэондзи. Каждый монах или монахиня должны были в обязательном порядке принимать заповеди в одном из этих храмов. Школа Рицу стала ослабевать в эпоху ХЭЙАН (794-1185), однако в дальнейшем монахи Сюндзё (1166-1227), Какудзё (1194-1249), Эйдзон (1201-1290) и Нинсё (1217-1303) обновили школу и даже способствовали росту её влияния. Сейчас школа Рицу имеет главный храм Тосёдайдзи и еще ряд дочерних храмов.
ХОССО — одна из 6 школ нарского буддизма. Догматика школы основывается на доктринах индийской школы Виджнанавада (яп. «Юи-сикисю» — «Школа только сознания»). Школа Хоссо была создана китайскими монахами Досё и Гэмбо в период с 653 г. по 735 г. Центрами школы были 3 монастыря: КОФУКУДЗИ, ХОРЮДЗИ и ЯКУСИДЗИ, которые с XII в. по XVI в. являлись главными буддийскими институтами в средневековой Японии. Монастырь Хорюдзи в 1950 г. отделился от школы Хоссо, и сейчас, кроме 2 главных монастырей, школе подчинены еще 55 храмов.
ТЭНДАЙ — крупная буддийская школа, основанная в 806 г. монахом Сайте (767-822).
В Японии школы Тэндай и Сингон были доминирующими школами эпохи ХЭЙАН (794-1185).Важнейший вклад школы в японскую идеологию после IX в. — развитие учения о Чистой земле Будды Амиды и разработка собственной философии хонгаку, оказавшей серьезное влияние на догматику сект, выросших из школы Тэндай. Сейчас школе Тэндай подчинено около 4300 храмов, в которых обучается примерно 20 000 монахов, число адептов школы составляет почти 3 млн.
СИНГОН — крупная буддийская школа, основанная в начале IX в. Основные доктрины и практика школы установлены Кукаем, который синтезировал индо-китайский эзотерический буддизм на основе догматики школ Мадхьямака, Йогачара и Хуаянь (яп. Кэгон). Сингон имеет много общего с индуизмом и тибетским буддизмом.В Сингон существует 2 крупных направления: ортодоксальное направление — Коги Син-гон-сю (школа Истинного слова старого смысла) и Синги Сингон-сю (школа Истинного слова нового смысла). Ортодоксальная школа Сингон представлена несколькими направлениями — Тодзи, Дайго, Дайкакудзи, Омуро (Ниннад-зи), Сэннюдзи, Ямасина и Дзэнцудзи. В современной школе Сингон существует 45 ответвлений, которым подчинены примерно 13 000 храмов и монастырей, а общее число верующих приближается к 16 млн. ( гора Коя , префектура Вакаяма).
НИТИРЭН (секта Солнечного Лотоса) — одна из буддийских сект, возникших в эпоху Камакура (1185-1333), основана в 1253 г. монахом школы Тэндай НИТИРЭНОМ. В рамках БУДДИЗМА существует много сект и направлений, которые по-разному интерпретируют доктрины школы, восходящей к Нитирэну. Однако самое главное для всех направлений — утверждение высшей значимости и превосходства «Сутры Лотоса» над другими текстами, проповедованными Буддой.
В новое время религиозные группы на основе учения Нитирэна обрели многочисленных адептов в среде населения, не связанного с традиционными сектами, и получили название «нитирэн сюги» (нитирэнизм).
Возникли немонашеские религиозные организации, в которых главными чертами стали духовное исцеление и обещание прижизненных благ, а также некоторые шаманские практики (во многих случаях поклонение обожествленному основателю), сильное групповое сознание и в более или менее агрессивной форме вербовка новых членов.
Среди подобных групп до наших дней дошли Рэйюкай, основанная в 1925 г., Риссё Косэйкай, основанная в 1938 г., а также СОКА ГАККАЙ, основанная в 1930 г.
Бурная история нитирэнизма разбила его на полностью независимые течения и группировки, но в то же время обогатила широким диапазоном доктринальных учений, которые нашли отклик в умах различных слоев японского общества. Это вывело нитирэнизм из общего ряда традиционных религиозных направлений и сект, обеспечив уникальность его положения в японском буддизме.
Популярные экскурсии
Потрясающая гора Фудзи
10 часов - 12 599
Групповая автобусная экскурсия с аудиогидом на русском языке.
Жемчужный остров Микимото
7-8 часов - 42 999
Наш экскурсионный маршрут пролегает вдоль побережья залива Исэ, который впадает в Тихий океан. Вы посетите жемчужный остров Микимото и узнаете все о культивировании жемчуга, увидите Мэото-Ива, скалы превозносящие союз мужчины и женщины, а также посетите главное синтоистское святилище – Исэ-дзингу.