Хиконэ
В Японии город, выросший вокруг замка, называют "дзёка-мати" (замковый город). Где бы ни был замок, возле него обязательно будет и дзёка-мати. Хиконэ в этом отношении, конечно, не исключение.
Главная башня (тэнсюкаку) - сердце замка. Чтобы не подпустить захватчиков к замку, вокруг него вырыли три рва. Между внутренним и средним рвами жил феодал с семьёй, его советник и важные вассалы. Эта территория была центром местной власти, и стоявшие на ней роскошные дома принадлежали самым важным людям провинции. Самураи высокого ранга жили между средним и внешним рвами. За внешним рвом стояли дома пехотинцев, которых называли асигару. Эти концентричные рубежи обороны защищали замок и город от атак неприятеля. Простолюдины жили и работали между средним и внешним рвами, а также за внешним рвом. Весь замок представлял собой, таким образом, ранний образец градостроительства и служил своего рода крепостью на случай военных действий. Особое внимание к обороне становится очевидным, если пройтись по старым кварталам Хиконэ и присмотреться к тому, как проложены улицы. На первый взгляд схема расположения улиц кажется вполне правильной, но на самом деле улочки петляют из стороны в сторону, а примыкающие Т-образные перекрёстки и многочисленные тупики делают задачу добраться к месту назначения делом весьма непростым. Узость улиц затрудняет задачу ещё больше, и увидеть, где вы, нелегко. В древности, если неприятельским солдатам удавалось пробиться сюда, они, наверно, побежали бы сначала в одном направлении, потом в другом, совершенно потеряв ориентацию. Если недостаточно хорошо знать город, можно и заблудиться в лабиринте узких улочек.
Есть у замковых городов и ещё одно очарование. В прошлом ремесленники селились общинами по роду занятий, и поэтому районы замковых городов по всей Японии, как правило, имели такие имена как дайку-мати (квартал плотников), сёкунин-мати (квартал мастеров) или кадзия-мати (квартал кузнецов). Разные районы Хиконэ тоже имеют такие же старинные названия, а также такие как абурая-мати, где продавали масло, и коня-мати, где жили красильщики.
В одном районе, который когда-то назывался уоя-мати (квартал торговцев рыбой), перед парадными дверьми домов стоят колодцы. Хиконэ был разбит по типичной для замковых городов схеме, но его оборонительные возможности так и не понадобились. К моменту окончания строительства замка, в 1622 году, объединение Японии под военной властью Эдо (современного Токио) было завершено, и страна вступила в долгий период мирного времени. Мир принёс финансовые трудности тем ремесленникам, кто изготовлял доспехи и оружие. Без войны они стали безработными. Пришлось овладеть другими ремеслами: изготовлением буддийских алтарей для дома. Каждый алтарь имеет форму шкафа, в котором стоит статуя Будды и предметы, хранящие память об усопших родственниках. Алтари Хиконэ сделаны мастерски и завоевали себе славу по всей Японии. Мастера, делающие их сегодня, унаследовали приёмы работы, которым сотни лет.
Традиции и история живы в Хиконэ. В городе до сих пор жив дух эпохи Эдо (1603-1867 гг.), а это так важно сегодня, когда так многое из прошлого пропадает бесследно. Черепичные крыши и решётчатые двери - вот ещё два элемента прошлой эпохи, по которым многие японцы испытывают ностальгию. Туристы со всей Японии приезжают сюда в отпуск, чтобы насладиться прогулкой по замковому городу.
Замок Хиконэ был построен как укреплённый дом семьи Ии. Глава дома семьи Ии был главным вассалом военного правительства Эдо. Гэнкю-эн, строгий сад немного северо-восточнее замка Хиконэ, был местом, в котором владелец замка принимал своих гостей. Он был разбит в 1677 году в стиле сада при дворце-особняке императора Сюань Цуна (685-762 гг.) из китайской династии Тан.
Как доехать:
Поезжайте скоростным поездом Токайдо Синкансэн до Майбара. Потом пересядьте на поезд линии Бива-ко (Джей Ар) и сойдите на следующей станции, Хиконэ. Примерно 2 часа 30 минут от станции Токио (Джей Ар) или 80 минут от станции Син-Осака (тоже Джей Ар). На автомобиле - по скоростной магистрали Мэйсин до съезда Хиконэ.