Киото

Киото
СТАТЬЯ:
Жители Киото могут ворчать и завидовать экономическому могуществу Токио  и расположенной поблизости Осаки, однако они гордятся своей утонченной кухней, певучим говором и особым восприятием времен года. Основанный в 794 г. и названый Хэйанкё («столица мира и спокойствия»), город был построен по образцу столицы китайской династии Тан - города Чанъаня.
Астрологи императора Камму сочли идеальным место, ограниченное с трех сторон горами и разделенное пополам текущей с севера на юг рекой. Однако по мере роста населения начали возникать гигиенические проблемы, особенно во время разливов реки Камо. Чтобы умилостивить духов, ответственных за эпидемии и другие катастрофические события, была учреждена целая серия праздников и обрядов, положенная в основу плотной ткани обычаев и ритуалов, большинство которых соблюдается и поныне.
На становление культуры Киото влияли несколько факторов, первым и главным из которых была жизнь императорского двора и знати. Немало традиций добавили самураи, покровители дзэн-буддизма и чайной церемонии. Определенным влиянием пользовались также купцы, и особенно прядильщики шелка из  Нисидзина. В различные времена город уничтожался до основания землетрясениями, пожарами, а также десятилетним периодом гражданской войны, известным под названием войны Онин (1467-1477). Во время периода Эдо (1603-1868) власть ушла из Киото в Эдо (Токио), и в  1868 Г. КИОТО окончательно потерял звание столицы. С первого взгляда современный Киото может показаться похожим на другие японские города, однако достоинства этого хранилища японской культуры вскоре становятся ощутимыми. Жизнь здесь по-прежнему во многом подчинена природным ритмам, что можно заметить, посещая Киото в разные времена года. Корёри, прославленная кухня Киото, например, во многом использует эту особенность, а роскошные городские сады претерпевают удивительные сезонные превращения.

КИОТО окружен горами с запада, севера и востока. Многие его лучшие архитектурные памятники и сады расположены в предгорьях, таких как район Хигасияма (Восточные горы), к востоку от реки Камо. Однако сокровища Киото надо разыскивать. Лишь побродив по боковым улочкам, мимо лавок и старых домов, обойдя храмы и далекие от центра районы, вы сможете оценить культурное богатство этого города.

Стоит посмотреть:
Храмы и святилища Храм Тионъин , Храм Дайтокудзи , Гинкакудзи: «Серебряный
павильон», Святилища Камо, Кинкакудзи: «Золотой павильон» , Святилище Китано
Тэммангу, Храм Киёмидзудэра, Храм Корюдзи,  Храм Мёсиндзи, Храм Нандзэндзи, Храм Ниннадзи, Храмы Ниси и Хигаси Хонгандзи, Храм Рёандзи, Храм Сандзюсангэндо, Храм Сёрэнъин, Храм Тодзи.

Музеи и примечательные здания:  
Музей Домото Инсё, Национальный музей Киото,Вокзал Киото, Замок Нидзё.

Районы
Восточный Гион и Хигасияма, Район Гион, Императорский парк, Область Окадзаки, Аллея Понтотё, Пешеходные дороги «Тропа философа».

АДРЕСА в Киото Несмотря на прямоугольную сетку кварталов адресная система в Киото отнюдь , не более логична, чем в прочих городах Японии. Жилые дома и магазины образуют те, или соседства, многие из которых возникли из средневековых гильдий. Адрес часто определяется относительно перекрестка или ориентира. Так как город расположен на склоне, поднимающемся с юга на север, юг в адресе означается словом сагару (спускаться), а север -агару (подниматься).  

 РЁАНДЗИ — буддийский храм в Киото, принадлежащий секте Риндзай. Был построен в 1450 г. Стал прибежищем монахов, исповедовавших дзэн-буддизм. Среди его покровителей были Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу. С конца ХVIII в. храм переживает упадок. Многие его сооружения уничтожены пожарами. Сейчас известность храма поддерживается исключительно благодаря саду камней в дзэн-буддийском стиле, являющемуся одним из самых удивительных и знаменитых философских садов. Считается, что автором сада Рёандзи был знаменитый мастер Соами. 

Сад представляет собой небольшую по размерам прямоугольную площадку (с востока на запад — 30 м, с юга на север — 10 м), засыпанную белым гравием. На площадке расположено 15 камней, они организованы в пять групп. Вокруг каждой группы, как обрамление, посажен зеленый мох. Гравий «расчесан» граблями на тонкие бороздки, которые могут ассоциироваться с мягкой рябью воды. С трех сторон сад огорожен невысоким глинобитным забором.  Сад является частью храмового здания, поэтому подойти к нему можно, только пройдя через храм, а созерцать — только сидя на веранде храма. Что же олицетворяют собой камни в саду? Одни считают, что это пять великих горных вершин, поднимающихся к небу сквозь облака, другие думают, что это пять островов в безбрежном океане, кому-то кажется, что это тигрица со своими детенышами переплывает бурное море. Ассоциативный ряд бесконечен. Но в этом саду есть немало и других загадок. Одна из них заключается в том, что, с какой бы части веранды зритель ни смотрел на сад, он всегда будет видеть только 14 камней, каждый раз какой-нибудь камень (каждый раз — другой) будет исчезать из поля зрения. Может быть, таким образом дзэн-буддийский монах Соами старался показать людям безмерность мира, мощь Космоса, величие Будды, давая понять, что в огромном мире немало сокровенного, непостижимого.  Еще одна загадка сада — в его гипнотическом воздействии на человека. Созерцание камней дает возможность сосредоточиться, обрести спокойное состояние духа и углубиться в себя. Ведь этот сад был создан мастером для медитаций монахов. В очертаниях камней, в бесконечности ассоциаций, которые они рождают в разное время года и при разном освещении в течение дня, каждый зритель находит свое. Сокровенное и самое для него важное. Загадки сада Рёандзи, как и загадка улыбки Джоконды, непостижимы, вечно таинственны и прекрасны. 

Храм Тодзи
Пыльный древний Тодзи (настоящее название Кёогококудзи) лишен древней красы многих храмов Киото, но впечатляет грузом связанной с ним истории. Его Будды смотрят на город с тех пор, как Кукай  основал храм (796). Здесь был заложен фундамент религиозных воззрений города, и кажется, что еще можно услышать отголоски исчезнувших ритуальных действ в священных залах Тодзи.Кукай превратил Тодзи в цитадель буддийской секты Сингон. Основой эзотерических ритуалов секты являлись мандалы, и находящиеся в Кодо (лекционный зал) 21  изваяние образуют трехмерную мандалу, в центре которой располагается Дайнити-нёрай, космический Будда, первым проповедовавший эзотерическое учение. Каждая из этих фигур была вырезана более 1200 лет назад из единого куска дерева. Якуси-нёрай, Будда-целитель, и его помощники Гакко и Никко почитаются в двухэтажном Кондо (главный зал). Построенное на месте первоначального здания, заложенного в 796 г., существующее ныне строение восходит к 1603 г и считается шедевром.Перестроенная в 1644 г. прекрасная пятиэтажная пагода Тодзи, имеющая высоту 55м, является самым высоким деревянным сооружением Японии и стала символом Киото. Внутри нее находятся изваяния четырех Будд и их последователей. На северо-западе от Кодо расположен Миэйдо, известный и как Тайсидо (Зал великого учителя), где жил Кукай. В нем находятся изображение Тайного Будды, Фудо Мёо, показываемое лишь в исключительных случаях, и изображение Кукая. Являющееся Национальным сокровищем, изящное сооружение датируется 1380 г. Память Кукая почитается 21 числа каждого месяца, тогда же на территории храма устраивается барахолка, которую местные жители называют Кобосан. Многие из ее посетителей совершают короткое паломничество в Миэйдо, где жертвуют деньги и благовония, а некоторые втирают благоуханный дым в больную часть тела.

Храм Сандзюсангэндо
САНДЗЮСАНГЭНДО (официальное название Рэнгэоин) вызывает у посетителей едва ли не галлюцинации. Оказавшись в длинном центральном зале, они видят перед собой в полумрак ряды почти одинаковых светящихся изваяний богини милосердия Каннон - их 1001. Зрелище производит эффект магический, но жутковатый.
Сандзюсангэндо возведен 1164 г. и является самым длинным деревянным строением в мире. Название его происходит от числа 33 (сандзюсан) - столько промежутков между опорными столбами. Главное великолепное изображение тысячерукой Каннон было вырезано в 1254 г. скульптором Танкэем, которому было тогда 82 года. На голове   
статуи расположены десять других голов, в том числе миниатюрное изображение Будды Амиды. По обе стороны от главного  изваяния выстроились 1000  более мелких. Считается, что Канон  имеет 33 проявления, поэтому поклоняющиеся ей в этом зале взывают сразу к милосердию 33 033 Каннон. 1 5 января, в День совершеннолетия, храм устраивает соревнования по стрельбе из лука среди молодых женщин, посылающих стрелы из одного конца веранды главного зала в другой. 

Святилища Камо
Святилище КАМИГАМО, возможно, существовало на севере возле реки Камо с VII в., в то время как его южный аналог, Симогамо, старше на столетие. Оба они посвящены божеству грома. Расположенное в густом Тадасу но мори («лес, где раскрывается ложь») Симогамо играло особую роль для хорошего урожая риса. Программа праздника Аой, самым ярким днем которого является 15 мая, включает торжественную процессию, скачки и стрельбу из лука. Святилище Камигамо известно залом Хайдэн, перестроенным в 1628 г., и загадочными конусами из белого песка. Поблизости от него расположены несколько сякэ, резиденций священиков. Одной из них является Дом Нисимура, откры¬тый для посещения. Рядом находится «Нарита», знаменитый магазин солений и маринадов, занимающий симпатичный дом. которому уже 250 лет.

Храм Дайтокудзи 
Территория   храма Дайтокудзи наполнена в атмосфере изысканной сдержанности, подобающей храму, тесно связанному с миром чайной церемонии. Основанный в 1325 г., храм процветал во второй половине XVI в., попав под покровительство полководцев (и почитателей чайной церемонии) Оды Нобунаги и Хидэёси. В настоящее время большое число малых  храмов, многие из которых имеют знаменитые чайные комнаты и подобные драгоценным камням сады, продолжают проповедовать ритуалы дзэн и чайных церемоний.Сэн-но Рикю (1522-1591), человек, прославившийся возведением простого чаепития в изысканный ритуал, поместил собственное изображение на верхней части Саммон (ворота). Хидэёси не простил ему этого и заставил совершить самоубийство.
Среди открытых для публики малых храмов Дайсэнъин знаменит своим сухим садом периода Муромати - небольшой, впечатляющей композицией  камня и песка в стиле пейзажной живописи династии Сун. Написанные тушью пейзажи Соами и Кано Мотонобу украшают интерьер храма. Южный сад Котоин представляет собой рощу стройных кленов, возвышающихся над поросшей мхом лужайкой, что производит удивительное впечатление в пору листопада, и чайный сад родзи на западе. Рядом с Дзуйхоин, постро¬енным в 1535 г. как мемориаль¬ный храм христианина-даймё, находится современный сад, созданный мастером Сигэмори Мирэй, расположившим камни в виде распятия.
Рядом с основанным в 1502 г. Рёгэнъин разбиты четыре различных по стилю сада. Прочие малые храмы часто включаются в специальные сезонные показы.
Возле восточных ворот храма расположены Идзусэн и Иккю, два ресторана, специализирующихся на сёдзинрёри, вегетарианской кухне дзэн..

Храм Нандзэндзи
Этот дзэн-буддийский храм излучает безмятежность и спокойствие - от засаженных соснами окрестностей до внутренних помещений малых храмов. Нандзэндзи находился в самом центре истории японского дзэн-буддизма начиная с 1386 г., когда ему был передан контроль над Киото Годзан, или «пятью великими храмами Дзэн». Ходзё (помещение настоятеля) располагает небольшим, но роскошным сухим садом, автором которого считается Кобори Энею (1579-1647), и картинами периода Момояма, в том числе шедевром Кано Таню «Тигр, пьющий воду». Поблизости находится комната, выходящая на водопад и сад, где за небольшую плату можно выпить чашку маття со сладостями.Колоссальные Саммон, двухэтажные ворота храма, были построены в 1626 г. в утешение душ погибших при Летней осаде замка Осака, и, как утверждают, служили убежищем Исикава Гоэмону, легендарному разбойнику, впоследствии заживо сваренному в железном котле. Малые храмы. Три из двенадцати принадлежащих Нандзэндзи малых храмов открыты для посещения круглый год. Наиболее впечатляющий среди них, Контиин, может похвалиться одной из немногих подлинных работ Кобори Энею, изображающей валуны и сосны, скомпонованные в соответствии с сюжетом «черепаха и цапля». Тэндзюан имеет изысканный сухой сад и небольшой пейзажный сад. Уединенный Нандзэнин располагается на месте, где прежде находилась вилла императора Камэяма. Реставрированный в 1703 г. храм выходит на расположенный вокруг пруда сад, за которым находится лесистый склон горы.
Акведук из красного кирпича перед Нандзэнин может показаться здесь неуместным, однако японские туристы считают это «экзотическое» сооружение в западном стиле одной из самых больших достопримечательностей Нандзэндзи. Построенный в 1890 г., он составлял часть амбициозного проекта строительства канала, который должен был поставлять в город воду и товары из соседней префектуры Сига. Это строительство стало одним из первых инженерных предприятий Японии эры Мэйдзи.
Нандзэндзи - это синоним юдофу, вареного тофу, деликатеса, которым лучше наслаждаться в холодные месяцы. На территории храма расположены специализированные рестораны. Подобная жемчужине вилла Муринъан на западе от Нандзэндзи прежде принадлежала государственному деятелю эры Мэйдзи Ямагата Аритомо. К северу от Нандзэндзи находится Эйкандо с изваянием оглядывающегося назад Будды Амида.

Храм Корюдзи
Обязательное место посещения для любителей буддийского искусства, Корюдзи был основан в 622 г. кланом иммигрантов из Кореи, внесшим внушительный вклад в развитие Киото. Среди впечатляющих изображений, находящихся в Рэйходэн (сокровищница), особое внимание следует уделить Мироку Босацу (Будде Будущего), которое, как считают, было привезено в Японию из Кореи в VII в. Это изваяние получило общенациональную известность благодаря улыбке, чем-то напоминающей Мону Лизу. В старейшем сооружении храма Кодо находится относящееся к IX в. изваяние Будды Амиды.

Гинкакудзи: «Серебряный павильон»
Некоторые считают Гинкакудзи (настоящее название Дзисёдзи, английское - «Серебряный павильон») непревзойденным образцом садовой архитектуры; другие полагают подобное мнение преувеличенным. Однако нельзя усомниться в той роли, которую Гинкакудзи сыграл в японской культуре, ибо в его стенах чайная церемония, Но, аранжировка цветов и рисунки тушью вышли на новый уровень совершенства.
Храм первоначально являлся горным пристанищем сегуна Ёсимаса (1358-1408), чье имя памятно в связи с художественным ренессансом, ныне именуемым культурой Хигасияма. Подражая деду, покрывшему Кинкакудзи золотой фольгой , Ёсимаса намеревался покрыть серебром свой  павильон. Однако гибельная война Онин воспрепятствовала этому плану. Так и не получивший серебряного покрытия павильон ныне блещет естественной патиной.

Кинкакудзи: «Золотой павильон»
Драгоценное наследие  средневековой Японии - Кинкакудзи (официальное название Рокуондзи) более знаком иностранным туристам под названием «Золотой павильон». Он был построен третьим сёгуном из династии Асикага - Ёсимицу (1358-1408), который, оставив свой пост (но не власть), в возрасте 37 лет стал монахом. Первоначально храм служил местом его пребывания на покое. Являясь пылким сторонником проповедника дзэн Сосэки, Ёсимицу распорядился, чтобы после его смерти вилла была превращена в храм, который возглавил Сосэки.Посетитель приближается к храму по обсаженной деревьями аллее, вступает в светлый сад, напротив которого расположен сказочный павильон. Точная копия оригинала, погибшего в результате поджога в 1950 г. (это событие явилось сюжетом романа Мисима Юкио «Золотой храм»), это изящное трехэтажное сооружение целиком покрыто тонкими листами золота и увенчано бронзовым Фениксом.За прогулочным садом, устроенным вокруг пруда, возвышается гора Кинугаса. Гармоничное взаимодействие всех составляющих создает великолепный пример садовой архитектуры периода Муромати. Особое впечатление сад и павильон производят после снегопада.

Музей Домото Инсё
Музей Домото Инсё расположен к западу от Кинкакудзи вдоль Кинукакэ-но-мити, отрезка дороги, огибающего основание Китаяма (Северных гор). Здесь выставлены изумительные работы художника XX в. Домото Инсё (1891-1975), работавшего в стиле нихонга. Термин этот, часто переводимый как «живопись в японском стиле», подразумевает технику особой фрески с использованием минеральных красок.

Тропа философа
Одно из самых любимых мест в Киото, Тропа философа тянется вдоль обсаженного вишнями канала, следуя изгибам основания живописных гор Хигасияма (Восточных гор), мимо Гинкакудзи к югу от святилища Някуодзи, и соединяется с дорогами, ведущими к территории храма Нандзэндзи. Тропа получила такое имя благодаря профессору
философии университета Киото Нисида Китаро (1870-1945), который пользовался ею для ежедневной прогулки. Вдоль маршрута разбросаны кофейни и лавки ремесленников, рестораны и бутики. Тропа становится многолюдной в сезоны вишни и клена, люди со всего региона Кансай собираются, чтобы любоваться красотой нетронутой природы.

Императорский парк
Величественные сосны и виды далеких гор Хигасиямы отличают Импера¬торский парк (Киото Гё-эн) - просторный оазис, расположенный в самом центре города. На его территории размещается Императорский дворец (Киото Госё) и Дворец ушедшего на покой императора (Сэнто Госё), очаровательный пейзажный сад которого был построен Токугавой для ушедшего на покой императора Го-Мидзуно в 1630 г. Агентство императорского двора (Кунайтё), где продаются билеты для посещения императорских покоев, а также вилл Сюгакуин и Кацура  расположено в северо-западном углу парка.Возле южной оконечности парка размещается восхитительный пруд с арочным мостом оставшийся от владений нескольких знатных семейств, занимавших большую часть территории парка. С моста можно увидеть ворота в южной стене дворца, которыми пользуется только император. Дворцовые сооружения построены после 1855 г. В Сисиндэн проводится церемония вступления императора на престол.

Замок Нидзё
Если некоторые  замки Японии известны своими укреплениями, Нидзё прославился необыкновенно сложными интерьерами и так называемыми «соловьиными» полами. Последние должны были издавать при ходьбе по ним подобие птичьих криков, таким образом предупреждая о возможном вторжении врага. Комплекс был создан сёгуном Токугава Иэясу (1543-1616) и символизировал мощь и богатство только что утвердившегося сёгуната в Эдо.Ожидая приезда императора Иэмицу, внук Иэясу нанял лучших художников школы Капо для росписи парадных залов. По иронии судьбы в
1867 г. последний из сегунов Токугава отрекся от власти в присутствии императора Мэйдзи именно в замке Нидзё. Художники Кано, происходившие из незнатной самурайской семьи, стали известными в XV в. благодаря выполненным в китайском стиле пейзажам, изображениям людей, цветов и птиц. Росписи замка Нидзё представляют собой самые большие произведения школы Кано. На них можно увидеть тигров и пантер, изображенных в натуральную величину среди бамбуковых зарослей, диких гусей и цапель на фоне зимнего ландшафта, сосны, порхающих ласточек.

Переулок Понтотё
Этот  очаровательный  переулок лучше всего посещать после наступления сумерек, когда он делается похожим на отпечаток укиё-э (см. с. 81). Прежде бывшая пустынным песчаным берегом, территория начала окультуриваться в 1670 г. и приобрела репутацию увеселительного района. Даже сегодня улица остается заповедником традиционных деревянных отяя, разновидности чайного домика, в котором гейша развлекает клиентов.
В Понтотё есть крошечное святилище Тануки. В 1978 г. в Понтотё случился пожар, при котором погибла гейша. Там, где огонь остановился, была найдена керамическая фигурка енотовидной собаки тануки . Полагая, что господин Тануки пожертвовал жизнью ради их спасения, местные жительницы построили это маленькое святилище и поместили в нем его останки. Бросив монетку, вы получите совет, содержащий такой удивительный перл премудрости, как «берегись огня».
С июня по сентябрь многие расположенные на берегу реки рестораны Понтотё устраивают помосты юка над каналом, проходящим параллельно реке Камо.

Район Гион
Занимая несколько кварталов к северу и югу от Сидзёдори, район ограничен рекой Камо на западе и Хигасияма на востоке.Грубый, то возвышенный, Гион является наиболее известным кварталом гейш в Киото и для среднего японца символом всего, что есть хорошего в жизни: вино, женщины и караоке.История Гиона началась в феодальные времена, с лавчонок для паломников и прочих гостей. Позднее эти лавки превратились в чайные домики на любой вкус. В конце XVI в. театр Кабуки перебрался с места своего рождения, берега реки Камо, в несколько помещений, находившихся к востоку от реки, что еще больше укрепило за Гионом репутацию рая развлечений. Один из этих театров, «Минамидза» , еще существует.
Святилище Ясака, чьи алые двухэтажные ворота возвышаются над восточной оконечностью Сидзёдори, было устроено в 656 г. и первоначально называлось святилищем Гион. Его божества защищали от болезней, и в 869 г. их провезли по городу, чтобы прекратить эпидемию. Так начался знаменитый Гион мацури . В день Нового года сюда стекаются тысячи японцев, чтобы помолиться о здоровье и процветании, а в начале апреля толпы людей проходят в ворота святилища, направляясь в парк Маруяма, место любования цветущей вишней.
Основным торговым участком Гиона является отрезок улицы Сидзё между святилищем Ясака и мостом Сидзё, где находятся магазины, продающие дорогие аксессуары для кимоно. На юго-восточном углу Сидзё и Ханамикодзи расположен Итирики, самый известный отяя Гиона. Легко узнаваемый по красным стенам, этот чайный домик является декорацией к сцене из пьесы Кабуки «Тюсингура». Сам Ханамикодзи, охраняемая историческая зона, демонстрирует Гион в его классическом  и наилучшем варианте. Здешние рестораны и отяя нередко посещают политики и президенты компаний, и тут скорее всего не примут человека, не имеющего надежной рекомендации. Более доступны для туристов находящиеся неподалеку «Гион Корнер» и «Гион Кобу кабурендзё» . На восток от Ханамикодзи, к северу от Сидзё, проходит Симбаси, улица, вдоль которой выстроились отяя, и на которой нет неоновых вывесок. На восточной оконечности этого превосходно сохранившегося уголка города размещено крохотное святилище Тацуми даймёдзин. Его красные стены буквально облеплены визитными карточками гионских гейш, хозяек и владельцев ресторанов, приходивших сюда, чтобы помолиться о процветании.
 

Города и префектуры Японии
Популярные экскурсии
Поможем экономить в путешествиях, получать скидки, не переплачивать за услуги и узнавать о новых местах. Подписывайтесь! Будем писать не чаще одного раза в неделю.

Токио без границ, 15 дней
Токио без границ, 15 дней Популярные туры возможны ежедневно 15 / 14 81 475
Япония без прикрас
Япония без прикрас Популярные туры возможны ежедневно 10 / 9 318 650
Закрыть
Наименование организации ООО «Джей Ти Си Москоу»
ИНН 7702847802
КПП 770201001
Расчетный счет - № 40702810702660000727
Корреспондентский счет - № 30101810200000000593
Наименование и адрес обслуживающего банка ОАО «Альфа-банк»
Код БИК 044525593
Распечатать
Туры в Японию
Хотите всегда быть в курсе последних новостей сайта? Подпишитесь на наши уведомления

На нашем сайте мы используем cookie файлы

Узнать подробнее Понятно