Сёва 1926 - 1989 н.э.
Период — время правления императора Сёва (Хирохито) — с 1926-го по 1989 г. Период наиболее трагичный в истории страны и противоречивый. За эти годы Япония прошла сложный путь от либерализма и парламентской демократии к милитаризму, мировой войне, военному поражению, оккупации иностранными войсками, а затем к восстановлению экономики и процветанию.
К середине 20-х гг. в Японии сформировался новый городской класс служащих, пополняемый интеллигенцией, представителями различных искусств. Под патронажем городской интеллигенции стала набирать силу пресса. Среди интеллектуалов, городских рабочих стала распространяться социалистическая и коммунистическая литература. В это время было либерализовано избирательное законодательство, снижен имущественный ценз для участия в парламентских выборах.
Антивоенные настроения, распространившиеся в Японии в результате неудачной военной экспедиции против Советской России, нашли свое отражение в некотором сокращении численности вооруженных сил. Были предприняты первые шаги по нормализации отношений с СССР. Наметившийся подъем деловой активности был остановлен кризисом 1927 г. На волне финансовых неурядиц к власти пришли милитаристы, рассчитывавшие преодолеть внутренние экономические трудности с помощью вооруженной внешней экспансии. В качестве объектов предстоящих захватов рассматривались Китай, Юго-Восточная Азия, Индия, восточные районы Сибири и советского Дальнего Востока. Однако охватившая страну экономическая депрессия была подстегнута в 1929 г. крахом Нью-Йоркской фондовой биржи. Предпринятые правительством меры по спасению экономики не дали ощутимого результата и поколебали доверие народа к политическим партиям, вышедшим на общественную сцену. Япония встала на путь ускоренной милитаризации. За этот выбор особенно ратовали новые концерны, возникшие главным образом в годы первой мировой войны и составившие себе капитал на военной конъюнктуре. В унисон им звучали призывы офицерства, связывавшего свою карьеру с перспективами грабительских военных походов, к вооруженному переделу мира. Фашистские группировки укрепляли свои позиции не только в армии, но и в государственной власти. С марта 1931 г. было предпринято несколько попыток осуществления государственного переворота и установления военно-фашистской диктатуры. Военные приступили к детальной проработке плана захвата Маньчжурии. После серии вооруженных провокаций Квантунская армия в ночь на 19 сентября 1931 г. напала на китайские войска в Мукдене. Вскоре вся Маньчжурия была оккупирована японцами. В 1932 г. на ее территории было образовано марионеточное государство Маньчжоу-го.
Лига Наций потребовала от Японии прекратить военные действия в Китае и вывести оттуда войска. В марте 1933 г. Япония заявила о своем выходе из Лиги Наций и продолжила захватнические действия на континенте. Квантунская армия заняла весь Северный Китай.
Результаты прошедших в феврале 1936 г. парламентских выборов засвидетельствовали, что японский народ не поддерживает военные авантюры милитаристов. Это подтолкнуло «молодое офицерство» на более решительные действия. 26 февраля 1936 г. в стране произошел военный путч. Лишь через три дня армия восстановила порядок в столице и арестовала заговорщиков. Путч 1936 г. четко обозначил тенденцию подготовки страны к большой войне.
Определились и внешнеполитические ориентиры Японии. 25 ноября 1936 г. она вступила в Антикоминтерновский пакт с нацистской Германией. Год спустя к пакту присоединилась фашистская Италия. В июле 1937 г. началась полномасштабная японо-китайская война, продолжавшаяся 8 лет. Военные операции были перенесены на юг. Под ударами японской армии пал Шанхай, затем столичный Нанкин, что сопровождалось погромами и резней местного населения. Последовали резкие ноты из Вашингтона. Но далее этого усилия великих держав не продвинулись. Исключением был лишь Советский Союз, заключивший в августе 1937 г. Договор о ненападении с Китайской Республикой. По просьбе китайской стороны СССР направлял в Китай военную технику, добровольцев для участия в боях против японских агрессоров. Это значительно осложнило взаимоотношения между Москвой и Токио. В июле 1938 г. произошло вооруженное столкновение советских и японских пограничников у озера Хасан. А год спустя — с 11 мая по 15 сентября — бои у Халхин-Гола. Понесенные в этих инцидентах потери несколько охладили наступательный пыл японской армии на северном направлении. Гораздо безопаснее было разобраться с колониальным наследием Франции и Голландии, капитулировавших перед германскими войсками и потому неспособных защитить свои владения в Азии.
В июле 1940 г. был сформирован новый кабинет министров принца Ф. Коноэ, который принял новую внешнеполитическую программу, нацелившую страну на успешное завершение Китайской кампании, закрепление за Японией колоний южных морей и строительство «великой сферы сопроцветания в Восточной Азии» — эвфемизма Японской колониальной империи.
Во исполнение этих планов в стране предстояло создать «новую политическую структуру», способную мобилизовать все ресурсы страны, человеческие и материальные, на осуществление внешней экспансии. Были распущены все политические партии, ликвидированы профсоюзы, введен жесточайший контроль за деятельностью всех без исключения промышленных и аграрных предприятий. Хозяйство полностью переводилось на военные рельсы.
К лету 1940 г. ситуация в мире кардинально переменилась. Немецкие войска уже контролировали всю Центральную и Западную Европу. На очереди была высадка десанта в Англии. Поэтому, по замыслам Гитлера, Антикоминтерновский пакт должен был получить не столько антисоветскую, сколько антибританскую и антиамериканскую направленность. 27 сентября 1940 г. в Берлине был подписан Тройственный пакт, признававший «руководящее положение» Германии и Италии в Европе и Африке, а Японии — в Азии. Не исключалась возможность, что к этому союзу присоединится и Москва. Последовав примеру Германии, Япония поспешила урегулировать свои отношения с СССР. 13 апреля 1941 г. был подписан советско-японский Пакт о нейтралитете сроком на пять лет. Ровно 10 недель спустя Германия напала на Советский Союз, и Япония была поставлена перед стратегическим выбором — немедленно присоединиться к агрессии против СССР или сначала воспользоваться весьма выгодной для нее ситуацией в Южной и Юго-Восточной Азии, а уж затем напасть на советский Дальний Восток.
Японская экономика, обескровленная продолжительной войной в Китае, нуждалась в свежих финансовых вливаниях, которые, скорее всего, могла обеспечить активность на южном направлении. К такому решению пришло императорское совещание, проведенное 2 июля 1941 г. в Токио. 29 июля японские войска начали оккупацию Южного Индокитая. Это резко обострило отношения Японии с США и Великобританией. Поиски компромисса ни к чему не привели. Японо-американские переговоры зашли в тупик, и принц Ф. Коноэ вынужден был подать в отставку, уступив пост премьер-министра генералу Х. Тодзё.
Чтобы вывести США из геополитической игры на Тихом океане, японское командование решило одним мощным ударом разгромить американские силы в регионе. 7 декабря 1941 г. японские бомбардировщики внезапно атаковали Перл-Харбор — военно-морскую базу США на Гавайях. Нападение удалось, и ВМС США надолго потеряли возможность противостоять японской агрессии.
Между тем японские вооруженные десанты один за другим высаживались на Малайском полуострове, на островах Океании, в Гонконге и Сингапуре. За первые шесть месяцев войны японские войска оккупировали Малайю, Бирму, Филиппины, Соломоновы острова, вплотную приблизившись к Австралии, расширили свою сферу контроля над районами Китая, вышли на границу Индии. К весне 1942 г. в руках Японии оказалась территория в 3,8 млн. кв. км с населением почти в 150 млн. человек.
Однако долго так продолжаться не могло. Объединенная военно-промышленная мощь США и Великобритании была значительно выше потенциала Японии. К октябрю 1942 г. против Японии было развернуто 5 воздушных армий США. С апреля 1942 г. начались воздушные налеты на Токио.
Огромный периметр оборонительных рубежей японских вооруженных сил на Тихом океане вынуждал их распылять силы. Пришлось отказаться от наступательных операций и перейти к обороне захваченного пространства. В июне 1942 г. американский флот нанес серьезное поражение японцам в ходе десантной операции на Алеутских островах и у атолла Мидуэй. После этого соотношение сил в регионе изменилось в пользу США. Американские субмарины отрезали Японию от баз сырьевого снабжения в Юго-Восточной Азии. Ее промышленность стала задыхаться, отставая от растущих потребностей армии и флота. Шансы на победу Японии уменьшились еще больше после того, как в октябре 1943 г. на Московской конференции министров иностранных дел США, СССР и Великобритании И. Сталин дал обещание вступить в войну против Японии, как только Германия будет разбита.
В июле 1944 г. американский флот захватил Сайпан, Гуам и Тиниан. Людские и материальные ресурсы страны быстро истощались. Поражения на фронтах следовали одно за другим. Ценой огромных потерь весной 1945 г. американцы захватили Иводзиму, затем Окинаву. Дальнейшее наступление грозило еще большими людскими потерями. Поэтому союзники настаивали на быстрейшем вступлении в войну Красной армии. В ходе Ялтинской конференции глав США, СССР и Великобритании (февраль 1945 г.) были оговорены условия подключения Советского Союза к военным действиям на востоке. 26 июля 1945 г. была обнародована Потсдамская декларация с требованием о безоговорочной капитуляции Японии. Однако в Токио проигнорировали документ. Это развязало руки руководству США, и на два японских города — Хиросиму и Нагасаки — были сброшены американские атомные бомбы. Вступление в войну Советского Союза окончательно поставило Японию в безвыходное положение. 15 августа был обнародован рескрипт императора Хирохито о капитуляции Японии. Политика союзных держав в отношении побежденной Японии предусматривала искоренение в этой стране милитаризма, устранение всех препятствий к укреплению демократических тенденций, установление свободы слова, мысли, совести, гарантии уважения основных человеческих прав. Главнокомандующий оккупационными войсками генерал Макартур направил серию меморандумов японскому правительству с требованием либерализации Конституции и проведения реформ. 10 октября 1945 г. были ликвидированы политическая полиция и жандармерия, министерства внутренних дел, военное и морское, началось освобождение из тюрем политических заключенных. Освободившиеся камеры в тюрьмах стали заполнять японские военные преступники, список которых был опубликован штабом Макартура. Одновременно началась чистка государственного аппарата, средств массовой информации и сферы образования от лиц, запятнавших себя приверженностью к милитаристским идеям (под эти репрессии попало до 200 тыс. человек).
В то же время американцы, игравшие основную роль в оккупационных силах, стремились решить и задачи по ослаблению своего основного торгово-промышленного конкурента на Дальнем Востоке. Стратеги США решили сохранить японскую промышленность на уровне, достаточном лишь для самоудовлетворения социальных потребностей. Все излишки техники, оборудования, запасы сырья подлежали изъятию в виде репараций. Под эти ножницы попали целые отрасли промышленности — авиастроение, судостроение. В результате их развитие было остановлено на многие годы. Наиболее мощные монополистические объединения (дзайбацу) были распущены, раздроблены на десятки более мелких компаний, их операции были поставлены под контроль американцев. Расформированию подлежали 83 холдинговые компании Японии.
В оккупированной Японии возобновили деятельность политические партии, профсоюзы. 10 апреля 1946 г. прошли всеобщие выборы в парламент. 17 апреля был опубликован текст новой Конституции, разработанный в недрах штаба оккупационных войск. Этот документ предлагал принципиально новую трактовку статуса императора Японии. Абсолютная монархия упразднялась, а император был превращен в «символ единства нации» и фактически лишен политической власти, перешедшей к парламенту. Носителем суверенной власти в Японии был объявлен народ. Но самым знаменательным нововведением стала 9-я статья Конституции, провозглашавшая отказ японского народа от войны как суверенного права нации. Существование в стране армии, военно-морского флота и военной авиации не допускалось.
Выкорчевывание японского милитаризма не ограничилось исключительно конституционными нововведениями. Суду Международного трибунала были переданы 28 представителей правящей верхушки Японии. 7 из них были казнены. Помимо Токийского процесса военные трибуналы прошли в Иокогаме, Сингапуре, Гонконге, Маниле, Хабаровске.
Радикальные изменения произошли в аграрной сфере. Земельная реформа привела к отчуждению земли у помещиков и продаже ее по льготным ценам крестьянам-арендаторам. В результате в японской деревне образовался многочисленный слой крестьян-собственников.
В ноябре 1948 г. штаб Макартура предложил японскому правительству свой план экономической стабилизации. В страну прибыла комиссия специалистов во главе с американским банкиром Доджем. Тот предложил Японии курс «шоковой терапии». Но эта программа не принесла ожидаемого результата. Страна втягивалась в длительную инфляцию.
Спасло японскую экономику начало (июнь 1950 г.) войны в Корее. Япония превратилась в тыловую базу американских войск, что породило в стране военно-инфляционный бум. За годы корейской войны ВНП Японии увеличился в два раза. В ходе войны были сняты практически все ограничения в области промышленности и торговли, навязанные американской администрацией в первые годы оккупации. Япония превращалась в стратегического союзника США.
В сентябре 1951 г. в Сан-Франциско прошла мирная конференция, подведшая итоги войны на Тихом океане. Оккупация Японии завершилась. Одновременно между Японией и США был заключен договор безопасности, предусматривавший сохранение американских военных баз на японской территории.
У договора безопасности были две особенности. С одной стороны, этот пакт в определенной степени ограничивал суверенитет Японии, выводя из-под ее юрисдикции довольно большие территории, занятые американскими базами. С другой — США раскрыли над Японией свой «защитный зонтик», избавив ее от необходимости тратиться на обеспечение собственной безопасности. Японское правительство успешно воспользовалось этим. До минимума сократив военные расходы, оно сделало основной упор на быстрейшее развитие экономических задач. Уже к 1957 г. было завершено послевоенное восстановление экономики.
В 1956 г. были нормализованы советско-японские отношения, которые долгое время оставались весьма неопределенными из-за того, что СССР отказался участвовать в подписании Сан-Францисского мирного договора 1951 г. В Совместную декларацию о нормализации отношений было включено обязательство Советского Союза передать Японии после заключения мирного договора между двумя странами южнокурильские острова Хабомаи и Шикотан. Одновременно СССР обещал поддержать просьбу Японии о вступлении в ООН. Токио расширил деловые контакты со странами Юго-Восточной Азии, Южной Кореей, Индией.
В январе 1960 г. в разгар «холодной войны» Вашингтон и Токио заключили новый договор безопасности, несколько урезавший права американских военнослужащих в Японии, но оставлявший в неприкосновенности сами военные базы. Воспользовавшись этим, Советский Союз в одностороннем порядке пересмотрел условия Совместной декларации и отказался обсуждать территориальные претензии Японии. Это заметно осложнило советско-японские отношения.
Между тем японская экономика успешно развивалась. За 15 лет (1958–1973) ВНП Японии увеличился в 6,5 раза, а объем промышленного производства — в 10 раз. В мире заговорили о «японском экономическом чуде». К концу 60-х гг. страна заняла второе место в мире по объему промышленного производства, а в начале 70-х — и по объему ВНП. Но быстрый взлет к вершинам мировой экономики Японии пришлось оплатить резко обострившимися экологическими проблемами. Очевидной становилась необходимость смены приоритетов.
Страна приступила к свертыванию материало- и капиталоемких добывающих и обрабатывающих отраслей, начала переход на наукоемкие технологии. Одновременно были внесены коррективы и в социальные программы в интересах набирающего силу среднего класса. Япония заняла почетное место в мировом сообществе, получив возможность говорить на равных с мировыми экономическими гигантами.