Укиё-э

Укиё-э
СТАТЬЯ:
Укиё - э (буквально - "картины изменчивого мира") - жанр искусства, представленный, главным образом, отпечатками с деревянных досок, развившийся на ранних этапах эпохи Эдо (1600 - 1868) и создавший для себя обширный популярный рынок среди среднего сословия. Объектами мастеров, работавших в этом жанре, чаще всего являлись обитатели кварталов красных фонарей и персонажи спектаклей театров кабуки, а виды гравюр включали однолистовые отпечатки, поздравительные открытки, альбомы и книжные иллюстрации.
Укиё - э пользовались успехом по всей Японии, причем наиболее характерные их формы утвердились в образцах, производившихся в Эдо (ныне Токио) примерно с 1680 г. по середину 50 - х годов XIX в. Четко видимая обстановка, в условиях которой предстояло появиться укиё - э, сложилась еще в эру Канъэй (1624 - 1644). На жанровых картинах того времени (фудзокуга) фигурируют "искатели удовольствий" из всех социальных сословий, шатающихся по увеселительному кварталу у реки Камогава в Киото. В подобных районах, будь - то в Киото, Осака или Эдо, формировался разудалый жизненный стиль укиё, или "изменчивого мира", и, соответственно, жанр искусства - укиё - э, - прославлявший этот стиль. До наступления второй половины XVII в. история укиё - э может отслеживаться только посредством изучения рисованных картин (никухицу укиё - э). Хотя первые более или менее значимые отпечатки с деревянных досок появились примерно в 1660 г., лишь на начальном отрезке XVIII в. гравюры укиё - э опередили по популярности произведения живописи. Полноцветные отпечатки поступили на рынок не ранее 1765 г., а примерно до 1745 г. краски добавлялись кистью к монохромным гравюрам. Среди ранних видов укиё - э важное место занимали секс - наставления (сюнга - буквально "весенние картинки") и описания жизни куртизанок (юдзё хёбанки). Сюнга представляли собой книги или альбомы с чрезвычайно откровенными любовными сценами (впрочем, участвовавшие в них пары редко представали полностью обнаженными). Лишь некоторые секс - наставления, опубликованные между 60 -ми и первыми 70 -ми годами XVII в., дошли до нашего времени, и ни один из них не подписан. Самые ранние атрибуции относятся к Хисикава Моронобу и Сугимура Дзихэй, которые были весьма активны в конце XVII в. Впоследствии сюнга оставались жанром, в котором пробовало себя большинство мастеров укиё - э. Описания жизни куртизанок (в основном книги иллюстраций с комментариями) содержали стилизованные портреты выдающихся дам этой категории, занятых какими - либо повседневными делами, - например, чтением или приведением в порядок причесок. Особый интерес на этих портретах вызывают позы изображаемых или изящные складки кимоно. Аналогичной разновидностью портретов такого рода были бидзин - э ("портреты красавиц"), на которых изображались куртизанки высшего ранга (таю), нередко с их антуражем. Портреты куртизанок сохраняли популярность на протяжении всей истории укиё - э. Так, мастера этого жанра, принадлежавшие к школе Кайгэцудо, редко обращали внимание на другие объекты, и многие наиболее памятные гравюры Китагава Утамаро посвящены этим стильным красавицам.
 Сдается, что описанные выше альбомы и книги опередили однолистовые самостоятельные гравюры по крайней мере на двадцать лет, хотя точная дата изготовления последних является предметом оживленных дискуссий. Листы из альбомов, обнаруживаемые отдельно от их корпуса, часто ошибочно принимаются за самостоятельные гравюры (или проходят как таковые), и то же самое происходит с книжными иллюстрациями. Более пристальный взгляд на искусство печатания с деревянных досок в том виде, в каком оно реально практиковалось в Японии XVII в, помогает объяснить, как это могло происходить. Гравюры и книжные страницы были ручными оттисками, которые получали без использования пресса с вырезанных по рисунку деревянных блоков (это были тонкие вишневые доски). На поверхности блока обычно помещались либо две книжных страницы (отпечатанные листы складывались и соединялись, образуя перед и обратную сторону страницы), либо одна. Страницы текста, обычно выполненного в плавной и предельно скорописной форме хирагана, вырезались и печатались точно так же, как и иллюстрации. О подвижном шрифте знали, но применяли его крайне редко. Центральной была роль издателей. Они оценивали масштабы рынка, определяли объекты, подлежащие изображению на гравюрах, нанимали мастеров и писателей, а затем контролировали работу резчиков и печатников. Мастера попросту представляли эскизы гравюр на одобрение издателям, которые давали окончательное заключение. Публикация гравюр и книг была настолько интегрированным предприятием, что многие издатели обычно занимались теми и другими, что вело к появлению работ, которые сочетали в себе прежде отделенные друг от друга стилевые характеристики. К концу XVII в. центр искусства укиё - э переместился из Камигата (регион Киото - Осака) в Эдо, где однолистовые отпечатки, поначалу, вероятно, предназначавшиеся для помещения на свитки (какэмоно - э), пожалуй, приобрели в заключительные годы эры Гэнроку (1688 - 1704) самостоятельное значение. Ранние укиё - э Эдо публиковались по большей части издателями (их называли дзихон тоия) популярных иллюстрированных книг и рассказов. На растущем рынке, отражавшем стремительное увеличение грамотности, авторы работ, пользовавшихся наибольшим коммерческим успехом, таких, как иллюстрированные истории сярэбон, как правило, избирали местом действия увеселительные кварталы Ёсивара, а героями - утонченных плейбоев (цудзин). В более сатирических по характеру изданиях находил отражение самый разнообразный жизненный опыт, накопленный исполнителями. Однако именно развитие искусства однолистовых гравюр ознаменовало собой поворотный пункт в истории укиё - э - наступление эпохи, когда оно оказалось в органичном единстве с искусством кабуки. Заглавную роль в прогрессе кабуки сыграл Итикава Дандзюро I, который изобрел взрывной стиль исполнения, известный как арагото и немедленно ставший невероятно популярным в Эдо. Портреты актеров (якуся - э), исполнявших популярные роли, уже успели стать стандартными объектами мастеров укиё - э, но школа Тории добилась наилучших достижений в адаптации огненности стиля арагото к графическим формам. Тории Киёнобу I и Тории Киёмасу I усовершенствовали стиль, который, благодаря выразительным линиям и смелым формам, оказался особенно подходящим для изображения деятелей театра, и их школа вскоре обрела практическую монополию на заказы в Эдо раскрашенных театральных афиш (камбан) и иллюстрированных театральных программ (эбандзукэ). Самые замечательные гравюры школы Тории, запечатлевшие позы или появления на сцене, популяризированные тем или другим актером, исполнены в формате какэмоно - э и являются иллюстрированными каталогами театральных обычаев, подчеркивающих традиции кабуки. Самостоятельный стиль театральных гравюр развился в Осака.
  Одновременно с мастерами раннего периода школы Тории творили мастера школы Кайгэцудо, чьи изображения красавиц (бидзин - э) сохранили образы высоких, царственных и где - то надменных куртизанок. Весьма популярные на протяжении первых двух десятилетий XVIII в., мастера этой школы пережили короткий период влияния на мастеров школы Тории, но их по - настоящему серьезное воздействие ограничивалось творцами укиё - э, - такими, как Миягава Тёсюн, который не дизайнировал гравюры. С двадцатых годов XVIII в., однако, все крупные стилистические инновации происходили, прежде всего, в области печатания гравюр.
 Другим выдающимся современником мастеров школы Тории был Окумура Масанобу, кое - какие из ранних работ которого практически не отличаются от работ указанных мастеров. Имя Масанобу, бывшего также издателем, ассоциируется с целым рядом технических инноваций, например, с уруси - э (лакированные отпечатки), называвшиеся так потому, что при их изготовлении клей смешивался с тушью для придания им глянца, или с уки - э ("изменчивые картины"), выделявшимися использованием западной перспективы. В 40 - х годах XVIII в., когда уки - э находились на вершине популярности, на них изображались, главным образом, интерьерные сцены, причем архитектура использовалась для контроля над перспективой. Позднее на уки - э, особенно на тех из них, которые выходили из мастерской Утагава Тоёхару, стали появляться ландшафты. Еще одним выдающимся мастером укиё - э второй четверти XVIII в. был Нисикава Сукэнобу, уроженец Киото, чьи иллюстрированные книги со сценами повседневной жизни или с сюжетами классической поэзии пользовались огромной популярностью по всей стране. Его работы демонстрировали утонченность, ставившую их в отдельную от тогдашних эдоских укиё - э категорию, и они существенно повлияли на последующее развитие жанра.  Примерно в 1745 г. была разработана техника приводки следующих один за другим блоков, с которых на один и тот же лист наносились отпечатки разных цветов. Гравюры, изготовлявшиеся этим способом в одном или двух цветах, назывались бэнидзури - э ("картины в красном цвете"), ибо самым ярким цветом на них был красный (его получали из лепестков ложного шафрана - бэнибана). Первые многоцветные отпечатки появились не ранее 1764 г. Это событие было тесно связано с внезапной популярностью работ Судзуки Харунобу. К 1766 г. почти все мастера укиё - э работали в стиле Харунобу. Эти новые гравюры, называвшиеся нисики - э ("парчовые картины") или эдо - э ("эдоские картины"), представляли финальную стадию технического прогресса в области цветного печатания, достигнутого в эпоху Эдо. Многие из гравюр Харунобу пропитаны мягкой ностальгией по прошлому, но на других присутствует смешливый, мирской дух митатэ - э - пародий на сцены из классического искусства или литературы в современном той эпохе переосмыслении. Среди прочих инноваций, появившихся в те же годы, следует упомянуть о переходе от узкого формата гравюр хособан (правда, его продолжали использовать для якуся - э) к формату тюбан, более похожему на квадрат.  Революция стиля, вызванная прогрессом многоцветного печатания, вскоре повлияла на традиционный жанр якуся - э. Примерно с 1770 г. на гравюрах таких ведущих новаторов, как Кацукава Сюнсё и Иппицусаи Бунтё, актеры впервые были представлены индивидами с присущими каждому неповторимыми чертами, в то время как раньше их можно было различать только по гербам (мон) на кимоно. Сюнсё оказал особо сильное влияние на своих учеников Кацукава Сюнъэй и Кацусика Хокусаи, а инновации, которым он сообщил могучий импульс, заложили основы творчества Тосюсаи Сяраку.
 В 70 - х годах XVIII в. поэты кёка (разновидность стихов юмористического содержания) и художники начали сотрудничать в подготовке и публикации некоторых совершенно замечательных книг, сочетавших указанные стихи с иллюстрациями в виде укиё - э. Успех этих работ, особенно книги Утамаро "Эхон муси эрами" ("Книга насекомых", 1788), способствовал популяризации в 90 - х годах того же столетия суримоно - роскошных изданий, содержавших комбинацию кёка или хайкай и укиё - э. Суримоно изготовлялись по заказам в ограниченном количестве для использования в качестве объявлений, приглашений или подарков. Они были поистине элегантными, отличались частым применением полированных металлических пигментов и выдавливанием, которые придавали текстуру и глубину поверхности отпечатков. Некоторые поэты кёка писали также истории типа кибёси и сярэбон, обычно иллюстрировавшиеся мастерами укиё - э. Конец XVIII в. был в основном периодом консолидации, а не инновации жанра. Однако развитие более крупного формата обан и появление диптихов и триптихов обернулось созданием композиций повышенной сложности. Больше, чем кто - либо иной, с этим периодом ассоциируется Тории Киёнага. Идеал женской красоты, над совершенствованием которого он работал, доминировал в 80 - е годы XVIII в. Высокие, царственные фигуры необыкновенного достоинства и изящества - таковыми представали на его гравюрах представительницы прекрасного пола. Композиции его гравюр с их умышленным сосредоточением большого количества объектов на относительно малом пространстве, а также тщательно продуманным равновесием горизонтальных и вертикальных линий находятся в числе самых мастерских свершений, составляющих предмет гордости традиционного укиё - э. И все - таки работы некоторых его современников - Кацукава Сюнтё, Кубо Сюмман и Китао Масанобу (этот последний известен и как автор сярэбон под именем Санто Кёдэн) - проигрывая Киёнага в уверенности письма, часто выглядят более смелыми. После 90 - х годов XVIII в. образы укиё - э обрели невиданные прежде глубину и яркость, а стили начали менять друг друга с поразительной быстротой. Утамаро и Сяраку достигли беспрецедентной близости к своим объектам посредством использования формата окуби - э, т.е. поясного портрета. Женщины Утамаро выглядят на его гравюрах крайне чувственными, а исполненные Сяраку портреты актеров кабуки, играющих женские роли (оннагата), словно бы источают присущую им мужественность. Утамаро был одним из первых мастеров, выделявших персонажи своих гравюр на сияющем слюдяном фоне. Он делал это с тонкостью, которой лишь редко удавалось достичь другим мастерам того времени, а ведь среди них были такие, как Хосода Эйси и Утагава Тоёкуни.
  После 1800 г. произошло, по всей видимости, радикальное изменение вкусов, сопровождавшееся частичной утратой вдохновения, столь явно ощущавшегося в композициях гравюр, и ухудшением их качества. Низкорослые фигуры с покатыми плечами и острыми чертами лица вытеснили высоких, элегантных героев гравюр 70 - х и 80 - х годов XVIII в., роспись кимоно сделалась более грубой и резкой, а изображения актеров обнаружили тенденцию к преувеличенной вычурности и даже гротеску. Одна из причин этого заключалась в переменах, которые произошли в составе покупателей гравюр : их ряды существенно увеличились, и они, судя по всему, стали менее разборчивыми. В результате многие гравюры изготавливались в спешке (на некоторых допущено смешение цветов) и в слишком больших количествах.
  Появление ландшафтных гравюр явилось относительно поздним феноменом в истории укиё - э. До выхода "Фугаку сандзюроккэй" ("Тридцать шесть видов горы Фудзи", 1823) Хокусаи ландшафт как самостоятельный объект для укиё - э был практически неизвестен. Но мастера быстро последовали за Хокусаи, и ландшафтные гравюры вскоре начали соперничать по популярности с утвердившимися портретными жанрами. Демонстрируя творческую активность на протяжении примерно шестидесяти лет, Хокусаи развил стиль, который был в высшей степени индивидуален, сочетал китайские и западные мотивы наряду с элементами, заимствованными у мастеров школ Кано и Тоса и из традиции Римпа. Он был также плодовитым рисовальщиком, использовавшим различные технические приемы для создания поразительного множества образов своих современников в знаменитом 13 - томном произведении "Хокусаи манга" ("Эскизы Хокусаи", 1814 - 1849).
  Единственным подлинным соперником Хокусаи и искусстве ландшафтной гравюры был Андо Хиросигэ, чья великая серия "Токайдо годзюсанцуги" ("Пятьдесят три станции на Токайдоской дороге", 1833 - 1834) принесла ему славу и породила массу подражателей. В этой и других работах Хиросигэ придает большее, чем Хокусаи, значение атмосфере, свету и погоде. Исполненные в манере, слегка напоминающей ландшафтные произведения мастеров эпохи южной династии Сун (1127 - 1279), его работы не избежали влияния современной ему школы Маруяма - Сидзё и западного реализма. Утагава Куниёси, который активно работал в то же самое время, выделяется своим богатейшим воображением, равно как и использованием время от времени западной перспективы и распределения светотени.Будучи неотъемлемым элементом культуры эпохи Эдо, которую оно отражало, укиё - э не могло пережить ее крах вслед за радикальной вестернизацией, преобразившей страну в эпоху Мэйдзи (1868 - 1912). Тем не менее известное число мастеров, воспитанных в традициях этого жанра (включая Тайсо Ёситоси и Кобаяси Киётика), продолжало работать в самом конце XIX в.

Популярные экскурсии
Поможем экономить в путешествиях, получать скидки, не переплачивать за услуги и узнавать о новых местах. Подписывайтесь! Будем писать не чаще одного раза в неделю.

Токио без границ, 8 дней
Токио без границ, 8 дней Популярные туры возможны ежеденевно 8 / 7 103 594
Токио без границ, 15 дней
Токио без границ, 15 дней Популярные туры возможны ежедневно 15 / 14 198 089
Закрыть
Наименование организации ООО «Джей Ти Си Москоу»
ИНН 7702847802
КПП 770201001
Расчетный счет - № 40702810702660000727
Корреспондентский счет - № 30101810200000000593
Наименование и адрес обслуживающего банка ОАО «Альфа-банк»
Код БИК 044525593
Распечатать
Туры в Японию
Хотите всегда быть в курсе последних новостей сайта? Подпишитесь на наши уведомления

На нашем сайте мы используем cookie файлы

Узнать подробнее Понятно