Новые пути для привлечения
Разговоры о любви в социальных сетях и приготовление коктейлей входят в число методов, с помощью которых буддийские монахи ищут прихожан в современной Японии.
В связи с тем, что количество ревностных прихожан стремительно сокращается, храмы пытаются привлечь внимание молодежи и заодно разрушить существующее ассоциирование буддизма с похоронами и смертью. Например, 2-3 мая во время Когэн, одного из самых крупных связанных с храмами и святилищами фестивалей, проводимых в храме Дзёдзёдзи в центре Токио, монахи показывали кукольное представление и проводили сессии сидячей медитации на английском языке. На еще одном храмовом мероприятии посетителям был установлен киоск, в котором посетители могли поговорить о своих проблемах с монахами. Всего же Когэн посетило около 6000 гостей.
32-летняя женщина, узнавшая про Когэн из новостей в социальной сети «Фэйсбук» получила огромное удовольствие от посещения этого храмового мероприятия и любования храмом и другими «местами силы», которые верующие считают источниками мистической энергии.
«У меня редко бывают возможности для общения с монахами, - говорит сотрудник компании из столичного округа Ота, - но в этот раз мне удалось поговорить с ними о своих делах сердечных и этот разговор дал мне успокоение».
Домохозяйка из округа Кото Макита Юка (36 лет) привела на мероприятие своих детей: «Я не считаю, что храмы являются местами, которые уместно посещать в обычные дни, но я рада, что устроители предусмотрели детские площадки».
Когэн начали проводить в 2011 году, в тот самый год, когда случилось Великое землетрясение в Тохоку. Молодые монахи решили провести этот храмовый праздник, чтобы у простых людей появилась еще одна возможность обрести спокойствие. На первый Когэн пришло всего лишь 70 гостей. Однако с появлением в программе новых программ и инициатив популярность Когэн начала расти.
«Мы хотим в канун Олимпийских игр 2020 года познакомить мир с современной храмовой культурой, - говорит 38-летний Аоэ Какухо, настоятель храма Рёкусэндзи в столичном районе Асакуса, являющийся также вице-главой организационного комитета Когэн.
В районе Сибуя есть кафе «Тэра кафэ дайканяма», являющееся местом, привлекающим интересующихся буддизмом людей, но которые не хотят посещать храмы. Владельцем кафе является храм Сингёдзи из города Кавасаки. В кафе, наравне с обычными, подают также вегетаринские блюда в буддийском стиле. В храме работают трое монахов, которые могут дать совет посетителю, находящемуся в сложной жизненной ситуации. А еще для посетителей проводятся мастер-классы по рукописному копированию сутр и изготовлению четок.
Работающая в кафе 61-летний Ямагути Эйдзо, монахиня их храма Хонгандзи, также является дипломированным психологом.
«Тот факт, что существуют такие традиционные понятия, как «какэкомидэра» (храмы, дающие приют оскорбленным женам) и «тэракоя» (начальные школы при храмах) свидетельствует, что храмы являются местами, куда люди приходят за помощью и учением, - рассказывает Ямагути, - Мы открыли это кафе, чтобы попытаться новой формой вернуть старинное содержание».
Ямагути является единственной монахиней, работающей в кафе.
«Женщины часто просят меня выслушать их истории про детей, работу и любовь, так как с мужчинами они обсуждают такие вещи неохотно».
Тем, кому захочется выпить более крепкий напиток, имеет смысл заглянуть в бар «Нисо Коэндзи», открывшийся в мае возле станции «Коэндзи» компании JR. Этот бар чем-то похож на бар «Воу» в районе Накано, в котором барменом работает буддийских монах. В баре «Нисо» горят свечи и в воздух поднимаются клубы дыма от благовоний. За стойкой стоит настоящая монахиня и работница в монашеском костюме.
61-летний монах Сяку Гэнко, работающий в баре «Воу» уже более десяти лет, говорит, что в наше время у буддийских монахов больше возможностей для того, чтобы поговорить с людьми за пределами храма, нежели внутри него.
«Религиозные общины очень сильно сконцентрированы на вопросах буддийских погребальных обрядов, - говорит Сяку, - Поскольку в наше время храмы посещает все меньшее число прихожан, монахам приходится искать новые пути для привлечения простых людей».
Хигути Кэйсукэ, генеральный продюсер уникальной телевизионной программы, в которой буддийские монахи из различных сект рассказывают про внутренние дела буддизма и храмовые события, поясняет, почему у монахов есть шанс завоевать сердца современников: «В первую очередь, потому что монахи – хорошие рассказчики. С момента, когда Будда начал распространять свое учение, прошло 2500 лет, так что у монахов найдется немало тем для рассказов. Их темы, скорее всего, будут казаться современным людям новыми».