Театр
Традиционное драматическое искусство Японии представлено театрами Но, Кёгэн, Кабуки и Бунраку . Восходящий к обрядам синтоизма, театр Но первым поставил на сцене пьесы Киёцугу (1333—1384) и продолжил свое развитие в спектаклях сына Канъами Киёцугу — Дзэами. Любимый дайме (феодалами), Но приобрел более ритуальный и церемониальный характер. Присущие ему фарсовые элементы выделились в особую форму, получившую название Кёгэн. Однако в XVII в. людям захотелось более доступного и развлекательного театра, и в Киото из Но родился Кабуки. Театр марионеток Бунраку, подобно Кабуки, ориентировался на широкие слои населения.
Но
Строгое и захватывающее представление Но на пустой кипарисовой сцене с крышей, как у храма, на которую входят по расположенному с одной стороны помосту. На сцене присутствуют один или два персонажа в масках, исполняющие под музыку медленные танцевальные движения (ката).Музыканты, играющие на традиционных барабанах и флейтах, располагаются на заднем плане сцены и аккомпанируют актерам.
Хор из 6—8 человек размещается сбоку и комментирует действие.
Кёгэн
Театр Кёгэн возник из комических интерлюдий, снимавших напряжение между действиями в театре Но. Персонажи его говорят простым языком и обличают человеческие слабости и недостатки. Маски используются редко, костюмы простые. На ногах актеров яркие желтые носки — таби, Маски Но носят главные действующие лица; самые знаменитые маски считаются самурая и демона. Тяжелые костюмы театра Но богато украшены. Использу¬ются многослойные одежды, чтобы придать актерам внушительный вид.
Бунраку
Высота марионеток театра Бунраку около 1,2 м, у них резные деревянные головы, подвижные руки и роскошные костюмы. Главный кукольник облачен в традиционное одеяние; два помощника, стоящие по обе стороны от него, одеты в черное. Действие проходит под музыку струнных инструментов — сямисэнов, повествователь излагает сюжет и читает все роли. Многие пьесы Кабуки первоначально были написаны для марионеток, а Бунраку заимствовал часть драм Кабуки.
КАБУКИ
Спектакль театра Кабуки пышен и ярок, с множеством ты создаются с помощью актеров на большой сцене. Великие актеры — звезды, происходящие из знаменитых династий. Маски сцены и подвешенных Но уступают место сложному гриму. Музыканты и хор располагаются по бокам сцены или на ней. Ханамити (дорога цветов) представляет собой помост, тянущийся между зрительскими местами по направлению к сцене, используется для входа и выхода актеров во время действия. Место вокруг сцены обычно занимают знатные и важные действующие лица. Хотя театр Кабуки был основан женщиной Идзумо-но Окуни, присутствие женщин на сцене было признано аморальным. Теперь все роли в нем играют мужчины, женские роли исполняют лучшие актеры — оннагата.Актеры Кабуки были популярными персонажами ксилографии эпохи Эдо. Эту традицию продолжают сегодняшние театральные афиши.Сложные костюмы и парики свидетельствуют о статусе и личности каждого персонажа. Сосны на декорациях напоминают о происхождении театра Кабуки от Но.