Восстановленная последовательность
Старинный свиток из четырех частей, нередко называемый старейшей манга в Японии, на протяжении многих веков содержал в себе сцены, идущие в неверной последовательности. Об этом свидетельствует новое исследование, проведенное в Национальном музее в Киото в ходе широкомасштабной реставрации реликвии.
Свиток «Тёдзю дзимбуцу гига» («Свиток с животными, изображающими людей»), также для краткости называемый просто «Тёдзю гига», является знаменитым четырехчастным свитком, нарисованным в XII-XIII веках. В нем изображены юмористические сценки, в которых различные животные запечатлены за людскими занятиями. Свиток хранится в сокровищнице храма Косандзи в Киото.
Уже довольно давно было известно, что не все сцены расположены в нем в верной последовательности, однако, какие именно, было неизвестно до широкомасштабной реставрации, начатой в 2009 году.
«Множество подробностей, относительно «Тёдзю гига», остаются загадкой, включая имя его создателя и то, в какой форме этот свиток существовал изначально, - рассказывает бывший глава архивного отдела Национального отдела в Киото Кихара Тосиэ, - Последние реставрационные работы позволили нам собрать большое количество данных, которые можно использовать для выстраивания гипотез на основе фактов».
В ходе работ реставраторам нужно было отделить листы от свиточного основания и затем друг от друга. В ходе этих работ эксперты обнаружили, что 11-й и 23-й листы на оборотной стороне имеют одну и ту же пометку, сделанную кистью – эти листы могли быть некогда одним листом бумаги.
«Скорее всего, их разделили в то время, когда картинки оформляли в виде свитка, - говорит Кихара, - Мы считаем, что листы с 11-го по 15-й должны следовать после листой №16-23».
Собранная в правильном порядке сцена с листа № 20 изображает религиозный обряд, проводимый животными. Монах изображен в виде обезьяны, читающей сутры около буддийской статуи в образе которой нарисована лягушка. За этой сценой следует композиция, в которой зайцы и лягушки делают подношения обезьяне-монаху.
Когда и как именно были перпутаны листы неизвестно, но исследователи предполагают, что свиток мог частично пропасть во время пожара в храме Косандзи, сгоревшего во время беспорядков в конце периода Муромати (1338 – 1573 г.г.). Позднее все части свитка были найдены, но в ходе возвращения ему целостности листы и были перепутаны.
Отреставрированный знаменитый свиток будет демонстрироваться публике в ходе специальной выставки в Национальном музее Кюсю в городе Дадзайфу (преф. Фукуока), которая будет проходить с 4 октября до 20 ноября.