Префектура Киото
Префектура Киото уютно расположилась в центре острова Хонсю, окруженная соседними префектурами с южной, восточной и западной сторон, и омываемая водами Японского моря с севера. Горный хребет Тамба условно делит Киото на южную и северную части. Южная часть префектуры достигла пышного расцвета, когда в 794 сюда была перенесена японская столица. Собственно, «Киото» и означает в переводе «Столичный город», и в 1876 году это наименование было дано всей префектуре, занимающей площадь 4, 613 км2. Большинство населения, составляющего свыше 2,6 млн. человек, сосредоточено именно в южной части, и непосредственно в административном центре префектуры – городе Киото.
Благоприятный климат – теплый, несколько более влажный ближе к побережью – послужил одной из причин того, что эти места оказались столь привлекательны для заселения местными племенами во времена, относящиеся к периоду 300 г. до н. э. – 300 г. н. э. Несколько позже эта территория была освоена также иммигрантами из Китая и Кореи.
А с момента образования японского государства и получения городом Хэйан-кё, переименованного позже в Киото, столичного статуса, находящимся в этой местности провинциям досталась одна из ведущих ролей в государственной истории. На долгие столетия эта местность стала средоточием резиденции императора, благодаря чему самые известные художники и архитекторы страны привлекались для строительства и обустройства города, замков и храмов. Кроме того, эта территория служила тогда местом жительства многим знаменитым японским деятелям политики, религии и культуры.
Нынешняя префектура Киото является, несомненно, крупнейшим туристическим центром страны, ежегодно посещаемом более чем 38 млн. туристов из разных уголков мира. Здесь есть на что взглянуть: архитектурные, исторические и культурные памятники мирового значения, императорские дворцы, храмы и замки, а также живописные сады и национальные парки. Местами туристического паломничества неизменно являются императорский дворец Нидзё, множество буддийских храмов, самые популярные среди которых – Кинкакудзи, Дайтокудзи, Киёмидзудэра, Ниннадзи, Рёандзи и многие другие.
История синтоистских храмов заслуживает не меньшего внимания и почтения. В синтоизме горы, наряду с деревьями, считались олицетворением и телами богов. Поскольку город Киото с трех сторон окружен горами, то, в соответствии с этой обрядовой религией, он надежно защищен от злых духов горными богами. Священная гора Курама – одна из тех, что охраняет город – послужила в 770 году местом основания синтоистскиго храма, с которым связано огромное множество историй и легенд. Доподлинно известно, что на этой горе есть некие энергетические силовые точки, идеально подходящие для медитаций. А народное предание утверждает, что гора Курама стала приютом для сказочных существ Тэнгу, «небесных псов». Волшебная сила этих длинноносых и краснолицых созданий позволяет им летать и виртуозно владеть мечом.
С каждым из храмов, коих только в городе Киото насчитывается около 2000, связана интереснейшая история или легенда. Любимыми местами туристического отдыха являются также расположенные вдоль морского побережья парки Саньин, Вакаса и многие другие живописные места.
Местная индустрия направлена в основном на обслуживание и развитие туристического бизнеса. Производимые здесь сувениры и другие эксклюзивные товары являются своеобразной «маркой» данной префектуры и даже Японии в целом. Среди них знаменитые японские веера, куклы, керамические изделия и многое другое. Промышленность префектуры представляют машиностроительная отрасль, производство синтетических волокон и металлообработка. Уровень развития сельского хозяйства позволяет удовлетворить внутренние потребности префектуры в овощах и злаках.
Префектура Киото и особенно Фусими, традиционно считается одним из лучших центров японского виноделия. Знатоки утверждают, что только местные сорта риса позволяют получить самый утонченный и изысканный вкус сакэ. Напитки, произведенные в других префектурах, не выдерживают сравнения с сакэ из Киото и именуются не иначе, как «дзи-дзакэ», или “провинциальные вина”.
Район Гион
Квартал Гион, что расположился на востоке Киото, сумел сохранить подлинный дух тех далеких эпох, когда доблестные самураи, готовые в любой момент отдать жизнь за Императора, в свободные от службы минуты собирались в чайных домах, находя истинное наслаждение в интеллектуальных беседах друг с другом, а актёры театра «Кабуки», именовавшиеся хокэн («шуты»), прислуживали гостям и развлекали их танцами и пением. Это были своего рода первые гейши – «люди искусства», и только в XVII веке их заменили женщины. В основных культурных центрах Японии стали открываться целые дома гейш окии под строгим и неусыпным руководством их владелиц ока-сан.Квартал Гион был богат на подобные заведения, которые по праву можно было бы считать суровой школой жизни для их воспитанниц, которых содержали там в строгости и неукоснительной дисциплине, но и давая им прекрасное всестороннее образование.
Отголоски этой уходящей 200-летней традиции квартал Гион хранит и по сей день. Нет-нет, да и застучат по брусчатке мостовой деревянные сандалии гета на мгновение выпорхнувшей из окиии ученицы. Только вместо традиционного рикши, захлопнется за ней лакированная дверца поджидающего престижного автомобиля.
На заре XVI века Гион слыл увеселительным кварталом. Сюда из дальних окраин приходили пилигримы и редкие заморские чужеземцы, поэтому на улицах были, как бисер, рассыпаны многочисленные торговые лавки. Чего здесь только не было: посуда, одежда, украшения, веера, музыкальные инструменты… Квартал Гион славился своими мастерами художественных ремёсел, а также неизменными ежегодными представлениями театра «Кабуки», который находился и находится совсем неподалеку. Всем известно, что в «Кабуки» служат только мужчины, а бывали времена, когда в театре наравне с мужчинами выступали и дамы. Но их очарование кружило головы подвыпившим самураям. Поэтому величайшим указом женским выступлениям был объявлен запрет, отмененный только через 250 лет.
На одной из классически старинных улочек Гиона в районе реки Сирогава установлена стела Ёсии Исаму (1886-1950), японскому драматургу и поэту, воспевавшему дорогой его сердцу Гион. Таинственный аромат загадочной и самобытной культуры Страны восходящего солнца проговаривает здесь во всем: и в приглушенном матовом свете бумажных фонариков над входами, наполовину закрытыми шторками норэн, и в оставленных за дверями чайных домов сандалиях, и в бамбуковых оконных занавесях, сквозь которые видны едва различимые силуэты. В очаровании горшочков с цветами и бонсаями вдоль стен на узких улицах и маленьких горках соли перед домами, которые по верованиям японцев защищают жилища от злых духов ночью. И, конечно же, квартал Гион богат на скопление старинных синтоистских святилищ.
В божественном пантеоне японцев неисчислимое количество больших и малых богов. В японском эпосе их стан было принято обозначать иероглифом восемь (он значит «бесконечность»). Синтоистский комплекс Ясака-дзиндзя («Храм Восьми Холмов», 656 г.), например, по преданию посвящен плодовитому потомству Сусаноо-но Микото, ближайшему родственнику главной солнечной богини Аматерасу. В этой так называемой Гионской кумирне, некогда именовавшейся Гион тендзин, Гион-ся и Гион-сан, сохранился весь комплекс ритуальных строений, присущих главным синтоистским святилищам Киото, от маленьких часовен и главного зала до открытой веранды для танцев. Как ни странно, изначально святилище Ясака-дзиндзя имело отношение к
гневному индийскому божеству Джетавана-вихара, который частенько терзал город различными болезнями и несчастьями. Дабы остановить беды и разрушения, было решено построить Гионскую кумирню и учредить новый летний праздник, традиции которого соблюдаются и по сей день, – Гион-мацури.
К святилищу Ясака-дзиндзя со стороны горы Хигасияма примыкает знаменитый парк Маруяма, в котором растёт древняя и почитаемая сакура Киото, каждую весну раскрывающая свои нежные розовые лепестки, источающие аромат настоящей Японии.
На протяжении стольких веков она впитала в себя само время.
Бродя по лабиринтам узких улочек Гиона, можно выйти к буддийскому храмовому комплексу Чион-ин, основанному в 1234 году. Он уникален тем, что имеет самые большие в Японии двухэтажные ворота и хранит самый тяжелый колокол, который весит болеесемидесяти тонн. В храме Чион-ин постоянно проводятся службы и церемонии, из открытых дверей главного зала слышны монотонные мантры, курильни дымят
благовониями. Помните картину «Последний самурай»? Несколько эпизодов этого фильма снималось в храме Чион-ин.
Уникальность Гиона – в его неподдельной средневековой настоящности. Его постройки, несмотря на все катаклизмы, пережитые многострадальным Киото, уцелели с XVI века!
Вечер – это лучшее время, чтобы побродить по его узким улочкам и закоулкам с деревянными двухэтажными домами, когда становится тихо и безлюдно. Тогда можно увидеть настоящее лицо Гиона без маски, глянца и грима, неброское, но чарующе красивое. То застенчиво прикрытое веером лицо города, о котором рассказала однажды в своей книге «Настоящие мемуары гейши» самая знаменитая гейко Японии Минеко Ивасаки. Но иногда вечерний покой квартала Гион прорезает громкая барабанная дробь.
Меж цепочек домов по обе стороны реки Сирогавы демонстрируют свое искусство уличные японские барабанщики. А из полуприкрытых бамбуковыми циновками окон чайных домиков доносятся еле различимые звуки старинного сямисэна…
Арасияма
Арасияма - "Штормовая гора" - район к западу от Киото, известный своими великолепными пейзажами ещё со средних веков. В период Хэйян приближённые Императорского Двора выезжали сюда для любования цветами сакуры или яркими осенними листьями - отдых на лоне природы был чрезвычайно популярен у японской знати. Сегодня великолепными пейзажами могут насладиться не только придворные аристократы - ныне Арасияма одно из самых популярных направлений внутреннего туризма. Пейзажи Штормовой Горы признаны Национальной Исторической Достопримечательностью и охраняются государством.
Через окрестности Арасиямы протекает обманчиво спокойная горная река, Катсура-гава. Деревянный мост, перекинутый над её руслом - главный символ района. Он был реконструирован в 1930 году - более древнее сооружение 1606 года постройки располагалось несколько выше по течению, и со временем прогнило и обрушилось в воду. В конструкции нового моста использовались стальные детали, но строители постарались максимально точно воплотить стиль 17го века во внешнем облике постройки. "Лунный мост" - так можно перевести название "Тогетсукё" с японского языка.
Во время празднования О-бон на реке проходит красочная церемония - в память о своих предках японцы зажигают тысячи свечей и фонариков, которые затем опускают на воду. Течение относит мерцающие огоньки вдаль, указывая душам дорогу обратно в иной мир...
С моста открываются прекрасные виды на окружающий ландшафт - весной горные склоны буквально утопают в нежных облаках цветущей сакуры, а в ноябре загораются ярко-красным резные листья японских клёнов - момидзи. На улочках, ведущих к Тогетсукё, расположено множество уютных ресторанчиков и сувенирных магазинов. Обратите внимание, что в сезон ханами в Арасияму съезжается огромное количество туристов, и заведения могут быть переполнены.
Чуть выше моста по течению располагается лодочный пункт проката - за 1400 йен в час можно арендовать небольшое судно для водной прогулки. Кстати, с июля по сентябрь в Катсура-гаве часто ловят рыбу при помощи ручных бакланов - этот традиционный вид промысла появился в Китае около 1000 лет назад, а оттуда уже был перенят японскими рыбаками. Также у моста можно нанять рикшу - за 5-7 тысяч йен он отвезёт вас к любому храму.
К северу от моста местность становится более провинциальной - однако у подножия гор в лесах затеряно несколько живописных старинных храмов. Сюда забредает значительно меньше туристов, так что прогулка по Сагано подойдёт тем, кто любит наслаждаться тишиной природы. Кстати, на железнодорожной станции примерно за 1000 йен можно арендовать велосипед - практически ко всем достопримечательностям ведут широкие ровные дорожки. Да и сама вело-прогулка по сельской местности доставит вам немало удовольствия - ухоженные дома с аккуратными традиционными садами, рисовые поля и оросительные каналы, полные мелких рыбёшек... в этом регионе Японии до сих пор особенно сильно ощущается традиционная атмосфера.
Если вы планируете возвращаться в город на поезде, то у станции Ранден (Кейфуку) Арасияма есть горячие ванночки для ног на открытом воздухе - популярный мини-онсен для усталых путешественников.
Что посмотреть
Бамбуковый лес
Прогулка по густому бамбуковому лесу оставит незабываемые впечатления - атмосфера здесь совершенно сказочная. Тихий шелест листьев, бледные зеленоватые лучи, пробивающиеся сквозь бесконечные стебли, причудливая игра света и тени на мощёных дорожках... кажется, будто вы попали в другой мир.
Особенно приятна прогулка когда легкий ветер раскачивает верхушки бамбуковых стеблей - по лесу словно прокатываются мягкие волны. Никакие фотографии не смогут передать этого удивительного ощущения - но вы всё равно не удержитесь от того, чтобы сделать несколько кадров.
Сквозь лес можно прогуляться пешком или проехать на велосипеде. А во время О-бон после захода солнца тропинка подсвечивается сотнями фонариков. Кстати, бамбук издавна используется местными жителями для изготовления различных предметов обихода - корзин, чаш, шкатулок и многого другого. Эти сувениры можно приобрести в одном из многочисленных магазинчиков в окрестностях моста Тогетсукё.
Вилла Окоти Сансо
Этот особняк некогда принадлежал легенде японского кино - актеру Окоти Дендзиро. По своему великолепию комплекс может поспорить с императорскими резиденциями древней столицы. (И, к тому же, для его посещения не требуется предварительная резервация.)
Вилла и окружающий её сад прекрасны в любое время года, но наиболее популярны у туристов осенью, когда резные листья момидзи окрашиваются в ярко-алый цвет. С дорожек парка открывается прекрасный вид на город, лежащий ниже в долине.
Большинство построек закрыты для посетителей, но одном из зданий располагается небольшой музей, посвященный бывшему хозяину особняка. В стоимость входного билета входит чашка зеленого чая "маття" и традиционные сладости.
Часы работы: 9:00 - 17:00
Стоимость: 1000 йен
Парк Обезьян Иватаяма
Прекрасное место для тех, кто устал от многочисленных храмов и святилищ древней столицы. Правда, для того чтобы покормить макак, вам придётся взобраться к самой вершине горы - но оно того стоит. С собой брать угощение не нужно - в парке можно приобрести орехи для обезьянок. Всего в Иватаяме насчитывается около 170 особей - они привыкли к людям и охотно позируют для фото, выпрашивая лакомство у туристов.
Часы работы: 9:00 - 17:00
Закрыт в случае сильного дождя или снегопада
Стоимость: 550 йен
Улица Сага-Ториимото
Улица, застроенная традиционными "мати-я" периода Мейдзи ведет к храму Адасино Ненбудтсудзи. Здесь расположено множество ресторанчиков для любителей японской кухни и сувенирных магазинов.
Резиденция Ракусинся
Некогда этот дом принадлежал ученику легендарного поэта Матсуо Басё - мастеру хайку по имени Мукай Киорай. Басё был его частым гостем, и даже сложил несколько стихотворений, которые позже были выбиты на камнях, украшающих сад. (Перевод на английский доступен в информационных буклетах.) "Ракусинся" можно перевести как "хижина опавшей хурмы" - такое лиричное название своему дому Киорай дал после сильного шторма, потрепавшего все деревья в саду.
Часы работы: 9:00 - 17:00 (с января по февраль 10:00 - 16:00)
Закрыта на новогодние праздники
Стоимость: 200 йен
Храмы
Тенрю-дзи
Тенрю-дзи - главный храм буддийской школы Ринзай в Киото, один из Великой Пятёрки Дзен. Основан был в 1334 году, однако нынешние здания на территории комплекса датируются в основном прошлым веком. На территории храма разбит живописный сад с небольшим прудом, автором планировки которого считается известный буддийский мастер 14 века Мусо Сосеки. Тенрю-дзи - самый большой из храмов Арасиямы, и единственный, входящий в список мирового наследия Юнеско.
Часы работы: 8:30 - 17:30 (зимой до 17:00)
Стоимость: посещение сада 500 йен, зданий - 100 йен.
Дайкакудзи
Некогда этот комплекс являлся резиденцией императора Сага. Дайкакудзи хорошо известен ценителям икебаны всего мира - он считается местом возникновения школы Сага Горью. Зачастую работы мастеров данного течения выставлены неподалёку от храма. А во время проведения Ханаторо огромные икебаны подсвечиваются множеством фонариков.
Сейчас Дайкакудзи относится к секте Сингон - на его довольно обширной территории расположено несколько залов и традиционная пагода, а также организуются временные экспозиции.
Часы работы: 9:00 - 17:00
Стоимость: 500 йен
Дзояккодзи
Этот небольшой храм был основан в 1596 году. Изящные скромные строения и заросшие мхом тропинки создают спокойную умиротворенную атмосферу. Лучше всего посещать храм в ноябре, когда горные склоны окрашиваются в яркие цвета осенней листвы. С площадки около храма открываются прекрасные виды на Киото.
Часы работы: 9:00 - -17:00
Стоимость: 400 йен
Нисонин
Довольно большой храмовый комплекс, в котором хранятся древние статуи Будды. Также на его территории захоронены многие японские правители и аристократы. Нисонин был основа в 9-м веке и принадлежит буддийской школе Тендай - некоторое время он был одним из четырёх святилищ страны, служивших императорсой семье. Храм особо популярен весной и осенью - к главному залу ведёт чрезвычайно живописная аллея, усаженная сакурой и клёнами-момидзи.
Часы работы: 9:00 - 16:30
Стоимость: 500 йен
Гиодзи
Одно из самых живописных святилищ Арасиямы - глубоко в лесу над заросшим мхом садом возвышается соломенные крыши храмового комплекса. Любоваться садиком лучше всего с июня по октябрь, хотя и в остальное время прогулка к святилищу доставит вам немало удовольствия.
Комплекс назван в память о танцовщице Гио, бывшей некогда фавориткой влиятельного Тайра Киёмори. Увлёкшись новой пассией, он отослал её из особняка - и девушка, полная печали, удалилась в небольшой храм, где прожила остаток жизни вместе со своей матерью и сестрой.
Часы работы: 9:00 - 16:30
Стоимость: 300 йен
Адасино Ненбутсудзи
На территории этого храма собрано более 8000 буддийских изваяний, установленных в память о забытых или неизвестных одиноких людях, за которых некому помолиться. Также на верхних террасах комплекса расположено старинное кладбище. Храм бы основан в 9 веке известным монахом Кобо Дайси.
Часы работы: 9:00 - 17:00 (16:00 с декабря по февраль)
Стоимость: 500 йен
Отаги
Храм Отаги был основан ещё в 4 веке, и с тех пор не раз бывал разрушен пожарами и наводнениями. Несколько раз его переносили на новое, "более удачное" место, пока, наконец, святилище не оказалось в окрестностях Арасиямы. Его врата охраняют два изваяния, а внутри вы увидите еще 1200 различных статуэток. Их можно рассматривать часами! Все скульптуры были созданы под руководством мастера Котё Нитимура в 1981 году, но уже успели основательно зарасти мхом и лианами. Статуи довольно необычны для буддийской традиции - например, у входа стоит буддист-боксёр. Остальные фигуры не менее оригинальны - но всех их объединяют широкие улыбки и радостное выражение лица. Храм находится в стороне от основного туристического маршрута, так что вы сможете насладиться тишиной и покоем.
Часы работы: 8:00 - 17:00
Стоимость: 300 йен
Матсуно-тайся
В этом синтоистском святилище берет своё начало священный источник - считается, что его воды приносят здоровье и удачу. Многие местные производители саке и мисо приходят сюда помолиться о развитии своего дела. Матсуно-тайся - одна из самых древних кумирен Киото - была основана в 700 году.
Сейрё-дзи (Сагасака-до)
Этот особняк некогда принадлежал Тору Минамото - прообразу легендарного Гендзи из литературного памятника эпохи Хэйан "Гендзи моногатари". Храм Сага Сака-до неподалёку был основан в 987 году монахом по имени Тёнен. Сейчас здесь хранятся несколько Национальных Сокровищ и множество предметов искусства, в том числе 1000-летняя статуя Будды.
Что делать
Пейзажная железная дорога Сага
Saga Scenic Railway связывает Арасияму и Камеоку. Дорога проложена вдоль реки Ходзу по чрезывчайно живописным местам. Поезд идёт со скоростью около 25 км. в час, давая пассажирам возможность насладиться пейзажем. Время в пути составляет около 25 минут.
Лодочный тур по реке Ходзу
Станция находится неподалёку от JR Kameoka Station - особенно популярны водные прогулки по реке Ходзу - Катсура во время цветения сакуры. Тур длится около двух часов - вы спуститесь на лодке до моста Тогетсукё мимо покрытых лесом горных склонов. Судно вмещает до 25 человек; зимой включается обогрев.
Рыбалка с бакланами
Такой вид рыбалки практикуется на дюжине японских рек. Конечно, сейчас он утратил своё основное значение, но зато завоевал популярность в качестве туристического аттракциона. Зрители наблюдают за процессом со специальных лодок (за отдельную плату) или же просто с берега.
Часы работы: 19:00 - 20:00 в июле и августе
18:30 - 19:30 в первой половине сентября
Отменяется в случае плохой погоды
Стоимость аренды лодки: 1700 йен в час
Отдельно стоит упомянуть Ханаторо - декабрьскую церемонию зажжения огней. Это один из современных праздников, завоевавших огромную популярность у жителей и гостей древней столицы. 5-километровый отрезок дороги к Арасияме по вечерам подсвечивается тысячами фонариков, проводятся выставки икебаны, концерты, выступления гейко и многое другое. Бамбуковый лес, подсвеченный огнями, совершенно преображается, храмы и святилища выглядят ещё более древними и таинтсвенными - не упустите шанс увидеть Киото в совершенно новом свете в середине декабря.
Как добраться
От Kyoto Station до Арасиямы проще всего добраться при помощи JR Sagano Line (JR Sanin Line). Дорога в один конец займёт около 15 минут. Стоимость - 240 йен. От Saga-Arashiyama Station до центра района можно добраться пешком за 5-10 минут.
Keifuku Railways (Randen)
Небольшие поезда курсируют по линии Keifuku Arashiyama Line connect между Арасиямой и станцией Омия. Стоимость порезда 200 йен.
Hankyu Railways
От Kawaramachi или Karasuma Station в центральном районе Киото можно добраться линией Hankyu Main Line до Katsura Station и пересесть на составы линии Hankyu Arashiyama Line. Время в пути составит около 20 минут, стоимость - 220 йен.
Бамбуковая роща
Бамбук, неоднократно воспетый в стихах средневековых поэтов и запечатленный в вечности не одной кистью придворных художников, является одним из главных символов Страны Восходящего Солнца. Не найти в Японии места, где не было бы и намека на бамбук. Даже в густозаселенных мегаполисах, таких, как Токио, жители города умудряются выращивать бамбуковые ростки на карнизах многоэтажных небоскребов, а в старинных кварталах Киото горшочки с бамбуком выставлены почти перед каждой входной дверью. Бамбук не только олицетворяет собой силу, упорство, долголетие и несгибаемость перед жизненными обстоятельствами и превратностями судьбы, но и считается священным растением, ведь в глубине его полых стволов по синтоистским верованиям живут божественные духи ками. Длинные, устремленные к небу стебли бамбуковой рощи, раскачиваясь на ветру шелестящими вершинами, производят завораживающее зрелище. Деревья растут тесно друг к другу большой дружной семьей и даже зацветают все одновременно, вне зависимости от их возраста. Но возможность видеть, как цветет бамбук, выпадает лишь раз в сто лет. И считается это к несчастью, поскольку после цветения стволы бамбука засыхают, живыми остаются лишь корни, от которых появляются новые ростки. И так до бесконечности. В то же время, корни бамбука уплотняют землю, поэтому специально его высаживают по берегам рек или на горных склонах во избежание оползней.Предание гласит, что в давние-предавние времена жил в Японии один старик, который зарабатывал на жизнь тем, что рубил стволы бамбука и мастерил из его древесины различные сувениры. В народе старика прозвали Такэтори, что значило "тот, кто добывает бамбук". В густой бамбуковой роще царил полумрак, но однажды Такэтори увидел слабое свечение, льющееся как будто из изнутри полых стволов. Любопытство взяло верх над страхом, и старик, крадучись, приблизился к месту, откуда исходило сияние. И увидел он настоящее чудо - крошечную девочку внутри одного из стеблей. Такэтори понял, что небо послало ему с женой-старухой дочь невиданной красоты. С тех пор, всякий раз отправляясь в бамбуковую рощу, старик находил в стволах бамбука золотые монеты, так что очень скоро разбогател. Девочка, которую назвали Кагуя-химэ ("Лучезарная дева, стройная, как бамбук") росла очень быстро и за три месяца превратилась в очаровательную девушку на выданье. Ее красота озаряла божественным сиянием все вокруг и достигла самого Императора, который взял ее в жены. Но через семь лет счастливой супружеской жизни Кагуя-химэ, которая была не кто иная, как сама богиня милосердия и сострадания Каннон, вернулась на свою звездную родину на Луну. Эта «Повесть о старике Такэтори» знакома каждому японцу. А бамбук обрел в ней еще одно важное качество: свет, рождающийся в самой глубокой тьме, свет надежды и воздаяние за труды и усердие.Густых бамбуковых рощ нет разве что на самом северном острове архипелага - Хоккайдо. Высота стволов бамбука достигает от 10 до 40 метров. Они тянутся к солнцу всего три месяца, а потом рост этого злака прекращается. Довольно знамениты бамбуковые рощи в пригороде Киото Арасияме, любимом месте отдыха аристократов, и на территории дзен-буддийского храмового комплекса Кодайдзи, расположенного в бывшей японской столице на склоне Восточных гор. Его в 1605 году построила в честь своего мужа вдова сёгуна Хидэёси Тоётоми. Бамбуковый лес можно увидеть на территории буддийского храма Тэнрюдзи, выстроенного в 1329 году у подножия "Горы Бурь" Араси, дабы задобрить дух-ками императора Го-Дайго, который явился в образе дракона одному священнослужителю. В Японии много и синтоистских святилищ, где основу почитания составляет именно бамбук.В Арасияме, селении, которое возникло в V веке, на правом берегу реки Кацура есть поселок Сагано по имени императора Сага. Сотни японцев приезжают туда, чтобы насладиться видами окрестных гор, катаясь на лодках по реке, через которую перекинут мост Тогэцукё ("Мост лунной переправы"), с которого император Камэяма любовался светом лунного сияния. Хорошим тоном считается прокатиться на рикше до знаменитой бамбуковой рощи Сагано с до сих пор сохранившейся "Хижиной Опавшей хурмы" Ракусися-но ки, в которой, гостя у своего ученика Кёрая, жил самый знаменитый японский поэт и путешественник Басё - Мацуо Тюдзаэмон Мунэфуса. Он часто воспевал бамбук в своих хокку и даже посвятил этому месту свой "Дневник из Сага":Образ самой прохладыКистью рисует бамбукВ рощах селенья Сага.(Басё)К сожалению, в 1770 году старая хижина Кёрая Ракусися-но ки не выдержала испытание временем и была разрушена, а на ее месте сегодня возвели точную реконструкцию. Бамбук - непременный атрибут любого японского дома. Он отличается еще и тем, что изделия из него не подвержены гниению во влажном климате Страны Восходящего Солнца. Поэтому бамбук хорош в любом виде: и как строительный материал, и как сувенир, и как обиходные вещи, необходимые в хозяйстве, и даже как еда. Целые магазины Японии специализируются на продаже изделий из бамбука. А к Новому году принято изготавливать и устанавливать перед входом в дом специальное ритуальное украшение кадомацу из трех срезов бамбуковых побегов, веток сосны и цветущей сливы, перевязанных рисовой веревкой сименава, к которой прикреплены полоски бумаги с пожеланиями счастья и благополучия. Ведь бамбуковые стебли под натиском сильного ветра никогда не сломаются, а только послушно пригнутся к земле, чтобы потом снова распрямиться и продолжать свое стремление к солнечным лучам.
Киёмидзу-дэра
Буддийский храм Киомидзу-дера ежегодно посещает огромное количество туристов - виды святилища давно стали одной из визитных карточек Киото. С просторной веранды, сооружённой без единого гвоздя, открываются великолепные виды на город. А священные источники храма дарят посетителям здоровье, богатство и удачу.
История
Киомидзу-дера был основан в 778 году, однако вскоре был полностью разрушен природной стихией. Здания в их нынешнем виде были возведены многими веками позже, по приказу Токугавы Иемитсу. Название святилища можно перевести как "Храм чистой воды" - неподалёку от Главного зала горный ручей образует звонкий водопад, считающийся священным.
Некогда храм принадлежал буддийской школе Хоссо, что спасло его от разрушений во время Войны годов Онин. Древняя, но немногочисленная секта предпочла не вмешиваться в дела феодалов, сохраняя нейтралитет.
Храм издавна пользовался большой популярностью - для того, чтобы вместить всех паломников, монахам пришлось соорудить над склоном просторную веранду, примыкающую к Главному залу. Она поддерживается 139 столбами, каждый высотой более 12 метров.
Массивная конструкция выполнена по традиционной технологии - без использования гвоздей. Пол веранды сработан из древесины кипариса. Именно отсюда открываются лучшие виды на город, лежащий в низине. Особенно красиво здесь весной, когда пейзаж обрамляют цветущие ветви сакуры, и осенью, когда горы загораются алыми листьями момидзи.
Кстати, с верандой храма связан один старинный обычай: когда-то считалось, что в минуту крайней нужды нужно помолиться о желаемом и броситься вниз. Если смельчаку удастся выжить, то боги выполнят его просьбу. Всего известно о 234 прыжках. 200 человек пережили это испытание, а вот о их желаниях, к сожалению, ничего не известно. Сегодня подобные эксперименты запрещены, но в японский язык прочно вошло выражение "прыгнуть с веранды Киомидзу", что означает решиться на отчаянный поступок.
Что посмотреть
К главному входу в храм ведет лестница, слева от которой можно увидеть здания конюшен, возведённые в период Эдо - здесь самураи оставляли своих лошадей на время визита. Вход отмечен массивными воротами Нио-мон: их охраняют грозные статуи воинов Дэва и собаки с львиной гривой кома-ину. А внутренние врата Сай-мон украшены резными головами слонов.
Подход к Главному залу с западной стороны отмечен двухъярусными вратами с изваяниями Конго-Рикиши в нишах по обеим сторонам. В первую очередь все посетители стремятся сделать несколько кадров с веранды - в выходной день будет сложно найти здесь свободное место. Под крышей самого павильона хранится главная реликвия храма - статуя богини милосердия Каннон.
Небольшое деревянное изваяние было вырезано в 7 веке самим Энчином - известным в Японии монахом и духовным учителем. Однако, увидеть его можно лишь один раз в 33 года, во время особой церемонии.
Чуть поодаль от Главного зала бежит горный ручей, падающий в мелкий каменный бассейн. Водопад, давший название святилищу, разбивается на 3 потока - каждый из них, согласно поверью, обладает особой силой. Для посетителей есть специальные ковшики на длинных ручках - можно зачерпнуть немного воды для глотка. Однако, не стоит пить сразу из трёх потоков - боги не любят жадности, и вместо долгой жизни, любви и успеха в делах можно получить проклятие.
На территории комплекса находится несколько небольших святилищ, и среди них - храм Дзисю, посвящённый богу любви Окуниси. Перед его павильоном установлено два валуна на расстоянии 18 метров друг от друга. Если вам удастся добраться от первого камня до второго, не открывая глаз, то вы обязательно найдёте настоящую взаимную любовь. А если вам кто-то поможет в этом нелёгком деле, то потом и в любви без этого помощника не обойтись.
Трёхъярусная пагода Сандзю-но-то также была возведена в Киомидзу-дера в 1633 году, и недавно прошла через масштабную реконструкцию. Неподалёку от неё высится колокольня Сёро, известная своим колоколом, отлитым в 1478 году. В числе остальных построек Зал Летописей, Зал Основателей и зал Асакура, основанный сыном императора Темму. А в начале ноября, в разгар сезона момидзи, для посетителей открывается резиденция главного священника Дзёдзё-ин.
Зал Окуноин похож на главный павильон Киомидзу-дера в миниатюре, только, пожалуй, не может похвастаться столь же великолепным видом с веранды. Святилища рядом с Окуноин посвящены Сяка Будде и Амида Будде, а рядом с ними склон усеян сотнями статуэток Дзидзо. Дзидзо - покровители путников и детей. Трёхъярусная пагода Коясу, возвышающаяся неподалёку, также считается священным местом для будущих родителей - традиционно здесь молятся о благополучных родах.
На территории храма можно приобрести разнообразные талисманы, благовония и предсказания - омикудзи. Особенно популярно святилище во время празднования Нового Года и о-бона. А в марте во всём районе Хигаси-яма загораются сотни огней во время церемонии Хана-торо.
После визита в храм пройдитесь по райончику Саннензака - здесь расположено множество сувенирных магазинчиков и ресторанов. Во многих лавочках продаются киомидзу-яки - специфическая керамика, характерная для этого региона.
Внимание: в храме постоянно проводятся реставрационные работы. Поэтапно планируется обновить все постройки на территории комплекса. На данный момент закрыты павильон Окуноин, главные ворота, залы Амида Будды и Сяка Будды. В последующие годы также будет закрыт на реставрацию Главный зал. Поторопитесь успеть с визитом до начала работ!
Сандзюсангендо
Сандзюсангендо - название Главного зала храма Ренгео-ин, означающее "33 пространства [между колоннами]". Святилище получило широкую известность именно благодаря этому павильону, поэтому официальное название храма сегодня употребляется гораздо реже.ИсторияТайра-но-Киёмори заложил Ренгео-ин ("Храм Короля Лотоса") в 1164 году по приказу императора Госиракава. На тот момент правитель уже отдалился от дел и посвятил себя служению Будде. В 1249 году храм был уничтожен пожаром, и восстановлен несколькими десятилетиями позже. Нынешние здания на территории комплекса датируются 1266 годом.Главное сокровище, хранящееся в Сандзюсангендо - 1001 статуя богини милосердия Каннон. Изваяния установлены по обе стороны от главной статуи, рядами вдоль длинной стены Главного зала. Каннон охраняют 28 иных воплощений Будды, в их числе бог ветра Фудзин и бог грома Райдзин. 124 изваяния датируются 12 веком - их удалось спасти из огня при пожаре. Остальные были восстановлены одновременно со зданиями храмового комплекса.Что посмотретьПавильон Сандзюсангендо является самым длинным деревянным строением Японии (120 метров). Главный зал храма Ренгео-ин - одно из самых известных зданий Страны восходящего солнца на протяжении вот уже более 800 лет. Под крышей Сандзюсангендо скрыто Национальное сокровище Японии - статуя тысячерукой богини Каннон, выполненная знаменитым мастером периода Камакура по имени Танкей.По обе стороны от главного изваяния расположились вырезанные из японского кипариса воплощения богини. Статуи высотой в человеческий рост целиком покрыты позолотой, кое-где потемневшей от времени. Часть из них была спасена из огня, но 876 изваяний было уничтожено пожаром. Их восстановили в 13 веке, тогда же была установлена и главная статуя.Изваяния выстроены рядами, всего 10 рядов и 50 колонн золотых фигур. Безмолвная армия, поблескивающие в полумраке глаза Каннон, выполненные из кристаллов, производят сильное впечатление на посетителей. У богини 11 голов и 1000 рук, что позволяет ей видеть любую несправедливость и утешать всех страждущих. Статуи в храме, однако, имеют лишь по 42 руки каждая.Число 33 в названии храма неслучайно: это количество ипостасей тысячерукой Каннон. Позади центрального изваяния богини установлены статуи Фудзина и Райдзина с его громовыми барабанами - обе более трёх с половиной метров в высоту. Образы остальных защитников Каннон пришли из китайской и индийской традиций. Здесь можно увидеть японские воплощения Варуна, Вишну, Лакшми, Брахмы, Шивы, Гаруды, Вайю, Нараяна, Индры и других.В январе в храме проходит Ивовая церемония. В ходе ритуала священники касаются паломников ветвями священного дерева - это должно излечить и предотвратить головные боли. В это же время проходит и популярное состязание лучников - "Тосия". Со времен Эдо неподалёку от Западной веранды храма мастера кюдо демонстрировали молодым ученикам вершины мастерства, основанного на спокойствии и самоконтроле.Говорят, что начало традиции положила дуэль между знаменитыми военоначальниками Миямото Мусаси и Ясиока Денситиро, случившаяся под стенами храма в 1604 году. Сейчас же в ходе соревнований необходимо попасть в мишень диаметром 100 см. с расстояния в 60 метров. Название "Тоси-я" переводится буквально как "летящая стрела" - зрителям кажется, словно стрелы пролетают прямо по веранде древнего храма.
Храм Кодайдзи
Если вы путешествуете по Японии, то ни в коем случае нельзя пропустить удивительно красивый и богатый историей храмовый комплекс Кодайдзи.Храм был построен в начале 17-го века вдовой известного политического и военного деятеля того времени Тоётоми Хидэёси. Напоминает об этом огромный портрет харизматичного лидера.История романтичная и трагичная одновременно. Прекрасная 13-летняя девушка Кита вышла замуж за Тоётоми, но спустя годы вынуждена была делить любовь мужа с более молодой соперницей. Тем не менее, она всегда оставалась верна избраннику, постриглась в монахини и завещала похоронить её здесь, в храме, посвященном любимому и единственному мужчине.Кодайзи – это не только храм, здесь есть и сад камней, и бамбуковая роща, и чайные домики, где до сих пор проводятся изысканные церемонии, и даже площадка для любования луной.Одно из сокровищ храма – зал Духа, в оформлении которого использована традиционная техника маки-э, где японский лак опрыскивается порошком из серебра.Иногда сад превращается в площадку для проведения красочных шоу и представлений в японском традиционном стиле. Здесь можно увидеть и прогулки в легких кимоно, и шоу оживших призраков, и традиционные чаепития.Место прекрасно подходит любителям умиротворяющих прогулок. Здесь каждая деталь радует глаз и будто бы переносит гостей на несколько веков назад.
Река Ходзу
Живописная река Ходзу берет исток в горах у Камеоки и заканчивается в районе Арасияма, продолжая свой путь под именем Кацура.Лучший способ познакомиться с рекой и понаблюдать за красотой окружающей природы – приобрести билет на приятную неспешную двухчасовую прогулку на лодке.Маршрут – исторический, еще в начале 17-го века реку использовали для перевозки на плотах угля, строительных материалов, риса, зерна и прочих товаров в новую столицу Японии Киото, так как другой путь в те времена отсутствовал. Но с развитием транспорта маршрут стал использоваться исключительно как туристический.Прогулка идеально подходит для любителей природы и созерцательного отдыха. Проплыть 16-километровый маршрут предлагается на специальных лодках-каноэ, управляемых опытными гребцами.Часть пути проходит по спокойной воде мимо камней с причудливыми формами, а часть - по порогам. Однако волноваться не стоит, лодочники не только здорово развлекают пассажиров, но и знают своё дело и отлично работают веслом-шестом. По пути туристов встречает плавучая лодка-кафе, где можно сытно и полезно перекусить местными блюдами, в том числе отведать знаменитого кальмара-гриль.Маршрут красив в любое время года. Романтичная долина, живописный каньон, разноцветные деревья осенью и цветущая сакура весной, пряные ароматы растений и водная прохлада создают идеальную среду для медитации и отдыха.Для полноты картины стоит прокатиться на поезде Сагано, из окон которого открываются потрясающие виды на реку Ходзу с бирюзовой водой и на разноцветные леса на соседних холмах.
Императорская вилла Кацура
Императорская вилла Кацура - великолепный образец традиционного японского стиля сёин, для которого характерны минимализм, естественность и утончённая элегантность. Дворец восхищал европейских модернистов, и стал источником вдохновения для многих знаменитых архитекторов, таких как Ле Корбюзье и Вальтер Гропиус. Павильоны Катсура расположены в окружении прекрасного парка, спланированного в 17 веке.ИсторияВиллу Кацура нередко называют квинтэссенцией японского стиля. Создавалась архитектура дворца в 17 веке, на рубеже двух эпох. Большая часть построек отличается элегантным минимализмом, вдохновлённым принципами дзен-буддизма.Основатель имения, принц Тосихито, был потомком императора Огимати. В раннем возрасте его усыновил могущественный сёгун Хидэёси Тойотоми, однако, после рождения его собственного сына, Тосихито потерял право наследования. Взамен сёгун пожаловал ему земли, приносившие небольшой ежегодный доход, и право основания собственного рода - Хатидзё. Принц женился на дочери клана Миядзу, и, получив дополнительный доход, взялся за обустройство имения.С детства Тосихито увлекался литературой периода Хэйан, и особенно "Повестью о Гэндзи". В ней упоминалась Катсура, как прекрасное тихое место для любования луной. Действительно, этот регион издавна славился своими великолепными пейзажами. Принц решил возвести здесь дворец, повторяющий тот, что был описан в 11 веке придворной дамой Мурасаки Сикибу. Кроме того, Кацура упоминалась и в работах средневекового поэта По Тю-и.Стиль дворца должен был соответствовать вкусам японской знати "золотой эпохи" Хэйан. Однако Тосихито был ограничен в средствах, и потому работы шли довольно медленно. В 1620 году Кацура представляла собой просто парк с единственным чайным домиком. В дневнике принца отмечено, что к нему часто приезжают гости, насладиться чайной церемонией.К 1624 году в парке вырыли пруд и построили несколько дополнительных павильонов. Над прудом были перекинуты ажурные мостики, и теперь гости принца могли совершать лодочные прогулки. С водной глади открывался великолепный вид на горы. В 1631 году в дневнике Тосихито уже употребляется термин "дворец" - на территории виллы устраивались празднества по подобию описанных в "Повести о Гэндзи" событий.После смерти принца вилла начала приходить в упадок, однако, когда его сын Тоситада подрос, то решил восстановить любимое имение отца. В 1642 году были отреставрированы существующие павильоны, а также добавлено несколько новых. Рассказы о вилле дошли до императора, и в 1658 году, отойдя от дел, Гомино-о решил посетить комплекс Кацура.Специально к визиту императора был возведён зал "Новый Сёин". К этому моменту недостатка в средствах клан не испытывал, и потому отделка павильона была выполнена с большей роскошью. Новый Сёин выполнен в стиле суки-я, однако всё ещё не лишён чарующей простоты и гармоничности линий. Император остался доволен визитом - настолько, что решил обустроить собственную виллу Сюгаку-ин по образу и подобию дворца Кацура.Судьба клана Хатидзё складывалась не лучшим образом - все наследники погибали в молодости, и постепенно род угас. Земли отошли во владения императора, и на территории Катсура больше не проводилось масштабных работ. К счастью, комплекс сохранился до наших дней практически в неизменном виде - его обошли стороной все пожары и тайфуны. Некоторый ущерб был нанесён зданиям во время переворота и реставрации Мэйдзи, но после масштабной реставрации 1983 года комплекс вернул свой исторический облик.Большую известность за рубежом вилла получила в ХХ веке после публикации книги Бруно Таута. Модернисты 50-х годов видели в ней воплощение собственных принципов дизайна - минимализм, простота, лёгкость, естественность. Планировки Катсура напоминали им работы Модриана - прямые линии, прямые углы и асимметрия, придающая живость пространству.Что посмотретьНа территории комплекса разбит "прогулочный сад" с прудом, вокруг которого возведены три павильона - Старый Сёин, Средний Сёин и Новый Дворец. Кроме того, в парке прячется ещё пять изящных чайных домиков (на данный момент открыты четыре).Старый Сёин был сооружён по приказу принца Тосихито. Павильон состоит из трёх комнат площадью в 9, 10 и 15 татами. К южной его стороне пристроена веранда для любования луной, её отделка более декоративна и характерна для стиля суки-я.Средний Сёин более строг и формален. Его план выполнен в форме буквы Г; один из коридоров оканчивается "токонома" - нишей для икэбаны. Рядом расположены резные книжные полки, а стены украшены росписью. В этом павильоне некогда жил сам принц, здесь расположены подсобные помещения и ванные комнаты. Вдоль фасадов пристроена открытая веранда, с которой можно любоваться окружающим парком.Новый дворец несколько отличается по стилю от других строений. Он состоит из трёх комнат площадью в 8, 6 и 3 татами. В плане строение также имеет Г-образный план. Здесь останавливался император - одна из комнат является его спальней, остальные - помещения для свиты и слуг.Из пяти чайных домиков до нынешнего момента сохранилось четыре. Здесь часто проходили чайные церемонии, так как принцы Хатидзё были большими поклонниками чайной культуры. Основные принципы их дизайна - слияние с природой, гармония, простота и спокойствие линий.Самый заметный павильон, Гэппа-ро или Башня Лунных Волн, расположен на холме над озером. Контрастирует с ним более скромный Сёкин-тей, Павильон Сосновой Лютни. Он находится у самой воды, и именно отсюда было принято любоваться отражением Луны в пруду. Третий домик получил название Сёкатей, "Павильон Любования Цветами" - он расположен в окружении вишнёвых деревьев на самой вершине холма.Тропинка, идущая влево от домика Сёка-тей приводит к небольшой фамильной часовне Онрин-до, а ещё чуть дальше расположен четвёртый павильон, Сёикэн - "Зал Весёлых Мыслей". Его отличительной чертой является ряд круглых окошек на обращённой ко входу стене. Павильон несколько отличается по планировке от остальных домиков - его интерьер разбит на несколько комнат, и больше напоминает традиционный жилой дом.В архитектуре всех построек виллы Катсура прослеживаются черты, характерные для ранних синтоистских святилищ, а также для буддийских храмов школы Дзэн. Веранды связывают внутренние помещения дворца с окружающим садом, как бы впуская природу внутрь комнат, отделённых лёгкими сёдзи. Полы всех построек приподняты над землёй - эта черта была характерна для древних хранилищ риса. Таким образом обеспечивается не только практическая польза - вентиляция в летний период, но и символически подчёркивается возвышение императорской семьи над обычными людьми.Посетить императорскую виллу Катсура можно только в составе организованной группы. Время визита устанавливается Управлением Императорского Двора Японии. Экскурсии проводятся только на японском языке, но доступны аудио-гиды на английском. Во время прогулки туристы осматривают парк и озеро, сами павильоны закрыты для посещения. Фотографировать окрестности можно только со специально отведённых площадок.
Киотская башня
Мечтаете увидеть город с высоты птичьего полета и разглядеть улицы, парки и проспекты, представшие взору как на ладони? Тогда вам просто необходимо подняться на Киотскую башню – самое высокое здание города.Башню высотой 131 метр возвели в 1964 году к 9 Олимпийским Зимним Играм в Токио. Башня надстроена на 8-этажном здании, и днем представляет собой не слишком интересное зрелище. Однако всё меняется с наступлением темноты. В это время суток оригинальная подсветка преображает башню, выполненную в виде маяка, и превращает её в магнит для туристов.С высоты открывается захватывающий панорамный вид на Киото, где старый хранящий секреты город органично смешивается с новой современной застройкой.Отношение самих жителей города к Киотской башне неоднозначно. Долгое время ими высказывалось недовольство, и башня считалась не вписывающейся в атмосферу древнего Киото и даже уродливой.У туристов подход другой, ведь посмотреть на город с большой высоты – это излюбленное развлечение гостей города. Поэтому, несмотря на ворчание некоторых старожилов, Киотская башня стала одним из символов города и самой значимой архитектурной доминантой.В здании, находящемся в основании башни-маяка, работают отель, кафе, сувенирные магазины и даже общественная баня. Можно получить сразу все 33 удовольствия: отдохнуть, перекусить, помыться и обновленным и отдохнувшим отправиться наверх наблюдать за жизнью ночного города.Киотская башня находится прямо напротив вокзала, что дает возможность интересно скоротать время в ожидании своего поезда.
Храм Тодзи
Тодзи, уникальный храмовый комплекс 8-го века – это место, насквозь пропитанное историей, легендами и древностью. Тодзи дословно переводится, как восточный храм. Изначально храм использовался для защиты столицы и окружающих земель как самими массивными сооружениями, так и богами, которым здесь молились. Сейчас же сам храм нуждается в защите и охраняется ЮНЕСКО.В начале 9-го века храм перешел буддисткой школе Сингон, основатель которой руководил возведением на территории деревянных построек, многие из которых находятся тут и по сей день.Высеченные из кусков дерева изваяния богов, простота и в то же время манящая атмосфера храмов завораживают. Укромные уголки, пруд, зеленые садики, внушительные статуи, монахи, бесшумно парящие по храму, запах древности – вот то, ради чего сюда стоит приехать.Доминанта комплекса - 5-этажная пагода – самое высокое деревянное здание не только в Киото, но и во всей Японии (54,8 м). Пагоду видно из многих точек Киото, поэтому негласно она считается одним из символов города.21 числа каждого месяца на территории комплекса открывается знаменитый блошиный рынок, где можно приобрести сувениры, посуду, антикварные штучки, одежду, а также отведать приготовленной здесь же вкуснейшей еды, свежайших морепродуктов, водоросли и рыбу. Если повезет, то среди пестрых разношерстных рядов можно приобрести настоящие сокровища.В апреле, в эпоху долгожданного цветения сакуры, в вечернее время (вход в эти дни открыт до 21-30) в храме включается подсветка, преображающая не только нарядные деревья, но и по-другому передающая высеченные многовековые лики древних божеств.
В цену включены все расходы и пошлины. Никаких дополнительных платежей не требуется. Исключение - доставка документов, если Вы находитесь не в Москве. Виза в Японию делается в среднем 5-7 рабочих дней. Максимум - от 14 рабочих дней, если нужны дополнительные документы и справки.
Для детей от 4 до 7 лет предусмотрена скидка в 50%.