Храм Ясака-дзиндзя
Синтоистское святилище Ясака-дзиндзя, самое известное и посещаемое в Киото,
расположено на востоке города у подножия горы Хигасияма в старинном квартале Гион.
Горы в верованиях японцев всегда считались местом обитания различных божеств,
потому что всегда являли собой чертог абсолютной чистоты и царство Вечности. Этот
принцип - основной в национальной религии синто, в которой считается, что вся природа
населена бесчисленным количеством духов и божеств, называемых ками. Поэтому японцы
видят путь к гармонии, благополучию и красоте в благодарности природе за то, что она
им дает. И возводят большие и малые синтоистские храмы и святилища, куда можно было
бы приходить, чтобы получить высшее благословение и шанс на лучшее будущее.
Вот и храмовый комплекс Ясака-дзиндзя посвящен сразу нескольким божествам
неисчислимого пантеона, что отражено в его дословном названии - "Храм Восьми
Холмов" (иероглиф восемь означает "великое множество", "бесконечность"). Изначально
он был построен в 656 году, чтобы умилостивить гневного бога Госирша-дэвараджа,
"переселенца" из Индии (что в японской религии дело обычное), который развлекался тем,
что насылал на Киото различные беды и эпидемии. А учрежденный особый праздник
Гион-мацури, до сего дня проводимый в летние месяцы, должен был усмирить его
разрушительные эмоции и непредсказуемый нрав. Тогда храм называли Джетавана-
вихара, имея в виду место обитания пришлого индийского бога, а в 869 году переносной
паланкин микоси был даже пронесен от святилища через весь город, чтобы охранить
Столицу Мира и Спокойствия от очередной эпидемии. В Стране Восходящего Солнца
Госирша-дэвараджа переродился в более привычного японцам "родного" святого Годзу
Тенно, позже отождествленного с Сусаноо-но Микото. Синтоистское святилище, в связи с
этим сменившее на протяжении веков несколько названий (Гион тендзин, Гионская
кумирня, Гион-сан, Гион-ся) лишь в XIX веке обрело постоянное имя - Ясака-дзиндзя.
Непременный атрибут всех синтоистских храмов - ворота тории, которые символически
отделяют мирское пространство от сакральной территории, где обитают ками. В переводе
слово тории означает "насест для петуха", поскольку в главной летописи о деяниях богов
"Кодзики" сказано, что именно петушиное кукареканье вынудило солнечную богиню
Аматэрасу, сестру Сусаноо-но Микото, навсегда выйти наружу из пещеры, где она
укрылась от всего надоевшего ей мира. Большие красные тории XV века в конце
Четвертого проспекта Киото ведут и к храмовому комплексу Ясака-дзиндзя. Почти сразу
же за ними располагается маленькая часовня Эки-ся, в которой японцы ублажают ками,
дарующих здоровье и предотвращающих болезни и моры. Квартал Гион издревле
знаменит традиционными домами для гейш, а представительницы изящных искусств
любят посещать храм Ота-дзиндзя, приютившийся недалеко от часовни Эки-ся. По
преданию, там живет божество, покровительствующее лицедейству.
Эбису, один из семи богов с Корабля Сокровищ Такарабунэ, приносящий людям
богатство и удачу в различных профессиях, тоже облюбовал себе небольшую часовню на
территории комплекса Ясака-дзиндзя. Бог Эбису - коренной житель архипелага, он
наиболее почитаем в Японии. Эбису держит в руках леща и удочку, символически
напоминая о том, что каждый человек сам в первую очередь является ловцом удачи и
счастья. Его прославляют как бога торговли, хранителя семейного благополучия,
защитника рисовых полей и рыбаков, а так же как покровителя путешественников и
моряков.
Пройдя по дорожке, устланной каменными плитами и тускло освещенной светом фонарей
по обе ее стороны, вглубь Ясака-дзиндзя, попадаешь к основным постройкам
синтоистского комплекса. Главный зал называется Хондэн. Он сооружен в 1654 году. Его
отличительной чертой является переплетенная особым образом толстая синтоистская
веревка сименава, протянутая под самой крышей. В вышеупомянутой летописи "Кодзики"
сказано, что она преградила богине Аматерасу вход обратно во мрак ее пещеры. С
красного деревянного карниза фасада Хондэн свешиваются три подобные веревки с
большими бубенцами наверху. Принято, прежде чем обращаться к синтоистским
божествам, позвонить в эти бубенцы и трижды хлопнуть в ладони, сложив после этого
руки перед собой в покорной молитве. Что японцы проделывают неукоснительно. Внутри
помещения находится алтарь с дарами для божеств, раздвижные стены украшены
живописью, а на полу лежат красные коврики и бамбуковые циновки.
Почти в центре территории располагается большая сценическая площадка Маидоно для
ритуальных и церемониальных праздников. Она вся обвешана несколькими рядами
традиционных белых бумажных фонарей, приношением храму от богатых посетителей.
Во время основных японских праздников на этой сцене разворачиваются красочные
представления, особенно в периоды цветения сакуры весной (ханами) и в канун
новогодних праздников (Дзё-ясай). Тысячи посетителей стекаются в Ясаку-дзиндзя со
всего Киото в надежде очищения и поиске добрых предзнаменований. Новый год означает
для японцев не только начало весны, но и национальный день рождения всех жителей
Страны Восходящего Солнца, независимо от месяца появления на свет. В их
традиционной культуре счастье - это прежде всего добродетели и блага, которые даруют
людям те или иные божества, обитающие в синтоистских храмах. И паломничество по
таким местам, а особенно посещение святилища Ясака-дзиндзя в новогоднюю ночь
японцы считают наиважнейшей своей обязанностью.
Территория синтоистского святилища Ясака-дзиндзя оканчивается парком Маруяма,
лежащего у подножия одного из Восточных холмов горы Хигасияма. В этом парке растет
самая древняя сакура, которая обнесена бамбуковым ограждением. Цветы сакуры японцы
отождествляют с обителью душ предков, которые каждую весну вновь опускаются с
небесных чертогов на землю. Именно поэтому так популярно массовое любование
цветением сакуры. Прихожане, посетившие святилище Ясака-дзиндзя весной, непременно
останавливаются у старинного дерева в парке Маруяма, чтобы вспомнить своих родных, и
обратиться к ними с молитвами не забывать ныне живущих и благословить благодарных
потомков.
В пору цветения
Вишни сродни облакам.
Не потому ли
Стала просторной душа,
Словно весеннее небо.
(Неизвестный автор)
В цену включены все расходы и пошлины. Никаких дополнительных платежей не требуется. Исключение - доставка документов, если Вы находитесь не в Москве. Виза в Японию делается в среднем 5-7 рабочих дней. Максимум - от 14 рабочих дней, если нужны дополнительные документы и справки.
Для детей от 4 до 7 лет предусмотрена скидка в 50%.