50 высокоскоростных лет
1 октября 1964 года в 5:59 утра на платформе №9 токийского вокзала прозвучало объявление, приглашающее пассажиров на посадку в поезд «Хикари №1» - это был самый первый поезд в истории, проследовавший по специальной железной дороге «Токайдо-синкансэн».
История зарождения всемирно известных японских поездов-экспрессов, вошедших в историю под названием «синкансэн» восходит к концу 1930 годов. Это был период великих железнодорожных рекордов, в котором роль первых скрипок исполняли Германия и Великобритания. Активно развивавшая свои собственные железные дороги Япония до поры, до времени внимательно следила за железнодорожными рекордами, но участия в этой гонке не принимала. В декабре 1938 года на свет появилась концепция данган-рэсся (поездов-пуль), при помощи которой Япония вознамерилась удивить весь железнодорожный мир.
Для высокоскоростных поездов нового типа начали строить новую ветку, которой предстояло связать Токио и расположенный в 984,4 км от японской столицей порт Симоносэки в префектуре Ямагути. Работы планировалось завершить к 1954 году, и предполагалось, что поезда нового типа будут преодолевать расстояние от Токио до Симоносэки за девять часов.
Согласование нового амбициозного проекта было завершено в сентябре 1940 года, после чего японское правительство выделило на строительство новой ветки бюджет в 556 миллионов йен. Однако в декабре 1941 года страна ввязалась во Вторую мировую войну, которая довольно быстро начала складываться для Японии не лучшим образом, и проект высокоскоростной железной дороги пришлось отложить в долгий ящик, в котором он пролежал до самого начала послевоенного экономического бума, начало которого пришлось на конец 1950-х – начало 1960-х г.г.
Считается, что открытая в октябре 1964 года линия значительно скромнее по масштабности, нежели изначальный замысел, однако даже это обстоятельство не помешало данному проекту стать одним из явлений, олицетворяющих современную Японию.